Когда экономность превращается в свою противоположность?

Реклама
Грандмастер

В итальянском языке есть глагол «sprecare», а в английском есть глагол «to waste». В русском языке для обозначения этого действия нет одного глагола… Хотя нет, ошибся — иногда говорят «разбазаривать». Но общая суть: «тратить впустую, без смысла».

Мне очень нравятся передачи канала Дискавери. Часто смотрю по нашему ТВ. А еще каналы художественных фильмов (изредка — даже канал Дисней), Euronews, их очень смешно смотреть, западный агитпроп бывает до смешного примитивным. Весьма интересен National geographic.

Как раз утром, когда я завтракаю и собираюсь на работу, по каналу Дискавери идет «Вторая жизнь вещей». Причем — несколько выпусков подряд. Увы, я иногда захватываю эту передачу. Перед ней идет «How it’s made» — просто великолепная передача, о том, как делается что-то привычное американцам.

Реклама

Вот на болотах Канады фермеры собирают клюкву, вот так ее обрабатывают и вот так — и почти всё машинами, ручная часть минимальна. И — вуаля! — перед потребителем коробочка сушеной клюквы, витаминься — не хочу.

Или показывают, как автоматы весело, легко и просто делают какие-нибудь винтики и шпунтики из длинного рулона проволоки. Или как делаются электрические провода — из огромного слитка меди: из нагретого слитка система валков формирует сначала прут, потом тонкий пруток, потом толстую проволоку… А в самом конце получаются провода из тонкой проволоки, покрытой пластмассовой изоляцией, провода, по которым потом пустят большой силы ток.

Эти передачи — просто визуализированное торжество человеческого интеллекта.

Реклама

Хотя при работе со сталью лично у меня слегка царапало. Из ковша налили в емкость жидкую сталь. Охладили, получили большой слиток. Повезли на другой завод. На заводе разогрели слиток в печи, сделали прутки, прутки охладились, их снова разогрели и вытянули в толстую проволоку. Проволоку повезли на третий завод, где разогрели и на прессах сформировали из нее винтики, болтики и пр…

Вроде бы просто, но сколько сотен километров стали в том или ином виде пришлось проехать! И сколько раз ее нагревали-охлаждали! Это же сколько лишнего газа и/или электричества потратили! Зачем? Почему бы на первом заводе еще из жидкого металла все это не сделать хотя бы в рамках экономии

ресурсов? Из-за борьбы с монополизмом или еще из-за чего-то?

А-а-а-а, ладно — все равно они дешевыми получаются. Да и что такое? Пережечь за неделю работы лишних сотню тонн дизтоплива и лишних несколько сотен тысяч кубометров газа? На фоне остальных трат — просто копейки! Виноват, центы. Как говорится, дизтопливо и природный газ дешевы, зачем их считать? Надо будет — докупим еще.

На фоне «How it’s made» передачи «Вторая жизнь вещей» часто просто пугают.

Вот горы подержанных джинсов. Из них хотят сделать какой-то изоляционный материал. Еще хорошие джинсы рвут на мелкие кусочки при помощи специального гигантского «гипершредера»… Ну и далее с мелкими обрезками уже поступают как должно, получается в итоге что-то длинное, синенькое и теплоизолирующее.

Реклама

Получается гротескная рационализация: вначале кто-то собирал по всей стране этот секонд-хенд, а потом, вместо того чтобы продать это по дешевке Китаю или куда еще, решили привести в полную негодность, чтобы рынок секонд-хенда в мире не обрушился. Правда, Китай с его уже почти 2.000.000.000 населения потребил бы эти сотни тысяч джинсов, даже не заметив, как и Индия с ее почти миллиардом населения.

Как говорится, бизнес есть бизнес. Для пользы бизнеса сделаем так, чтобы было ни себе ни людям!

Или вот великолепно отлаженная система утилизации подержанных автомобилей! Как говорится — кому это отлаживать, как не американцам.

Это в России автомобили, ушедшие на утилизацию

, обдирают вплоть до голого железа.

  • Стекла и резиновые прокладки-герметизаторы пойдут в лавочки запчастей — то ли под видом новых, то ли как честные б/у детали.
  • Двигатель разберут и все что можно — тоже перекинут в б/у запчасти.
  • Медь, алюминий, свинец сдадут во вторсырье, да еще из электроники постараются и серебро, и золото вынуть.

Все, что пригодно в качестве запчастей, пойдет на б/у запчасти. Вскоре от авто останется только старый ржавый корпус — он и пойдет в утилизацию, под пресс.

В США все, оказывается, не так. Вот почти шикарное авто, пригнанное на утилизацию. То ли хозяин себе новую купил, а эту сдал по программе trade-in, то ли что еще.

Из машины сливают бензин и масло, а то ведь и угнать бы могли с автосвалки, а потом — при должном внимании к железу — можно было бы еще лет 5−10 кататься, лишь бы дорожным копам на глаза не попадаться — ведь машина числится уже как уничтоженная, достаточно номер шасси и двигателя посмотреть.

Реклама

Так вот: слили все, что могло бы гореть, а остальное — в великолепный, замечательный, мощный пресс. С дополнительной рекламой фирмы, этот пресс изготовившей. И вот минут 5−10 — и отличная машина превратилась в куб металла. И никому не интересно, что там — и медь, и свинец, и алюминий, и разные сорта стали… А заодно — и вдребезги разбитые стекла, резина, искусственная кожа и поролон сидений…

Эх-х-х… Ну кто же так делает! Но ручная работа слишком дорога, проще сделать новую машину или ввезти ее из Японии, Кореи или из Европы. А старую спрессовать поплотнее — тогда она меньше места будет на свалке занимать.

Вот, вроде бы, они на самом деле верят, что делают полезные вещи — иначе не делали бы ТВ-передач на эту тему. Но как «это» назвать иначе, чем «to waste»?

Реклама