Выборы в СССР. Как работали агитаторы?

Реклама

В советские годы на выборы приходило 99,99% населения. Сейчас говорят о фальсификации результатов, принуждении, страхе. А мне помнится, какая огромная организационная работа стояла за этими благополучными цифрами…

Перейти к предыдущей части статьи.

Начнем с помещения. В каждом жилом микрорайоне был агитпункт. Комната, которая использовалась в период выборов. Как ее использовали между выборами, не помню точно. Иногда участковый милиционер проводил там беседы с хулиганившими подростками. Но вернемся к выборам.

Уже в старших классах общеобразовательной школы комитет комсомола совместно с парткомом утверждал списки агитаторов. Причем создавался солидный резерв. На случай если школьник заболеет или не сможет выполнять свои обязанности по каким-то уважительным причинам.

Работа была неоплачиваемая, общественная нагрузка. Благодаря работе агитатором в характеристике школьника появится несколько положительных строчек. При поступлении в институт, техникум и даже профтехучилище это было важно.

Реклама

Помню свой первый опыт работы агитатором. После уроков нас собирают в агитпункте. За каждым закрепляют свой участок. Если новичок, то два пятиэтажных пятиподъездных дома. Сейчас я прикидываю — это примерно 500 человек. Дома расположены в том микрорайоне, где я живу. Даже через дорогу переходить не надо.

Всем выдают большие листы со списками жителей. Вероятно, их готовили домоуправления по прописанным жителям. Там написаны адрес, фамилия, имя, отчество, дата рождения и пустая колонка. Первое задание — проверить эти списки. Исправить, если что не так. Спросить, все ли будут в городе в момент выборов. Срок — две недели. В пятницу доложить результаты.

Раньше на подъездах не было никаких замков. Лифтов тоже не было. Вечером, после уроков, вместо гулянья на улице иду по квартирам. Первый звонок в дверь. Открывают.

Реклама

— Здравствуйте, я ваш агитатор. Пришла уточнить списки.

Встречают очень дружелюбно. Идем на кухню. Все записываю. Иногда угощают чаем или пирожками. У многих агитаторами или в избирательных комиссиях работают знакомые или родные.

В рабочие дни вечером обхожу все квартиры. Больше половины списков уточнены. К остальным придется идти в выходные дни. Эта работа совсем не напрягает, наоборот, чувствуешь свою значимость.

В выходные дни поход продолжается. После выходных остается три квартиры, в которых никого нет. Тогда звоню соседям. В одной квартире соседка рассказала, что одинокую женщину увезли на «Скорой». В двух других соседи не смогли помочь.

В пятницу иду с отчетом. Списки с пометками оставляю в агитпункте. Где-то неправильно записан год рождения, где-то перепутана буква в фамилии, где-то забыли вписать недавно прописавшегося зятя.

Реклама

Следующую неделю пытаюсь найти жильцов двух оставшихся квартир. К концу недели — удача, дверь открылась, хозяин вернулся из командировки. Бегу в агитпункт.

На следующую неделю дают приглашение впервые голосующим. С ними будет беседа. Раскидываю приглашения по почтовым ящикам.

В последней квартире никто не объявляется. Бабушки на лавочке перед подъездом говорят, что хозяйка вроде в отпуске, уехала в деревню к больной матери. До выборов так и не появилась.

Перед выборами наклеиваем объявления с координатами избирательного участка на подъезды.

В день выборов первый обход своего участка — в 9 часов. Со списком на руках звонишь по квартирам и приглашаешь на голосование. Кто-то уже сходил, отмечаешь. Второй обход в 12 часов. Между агитаторами соревнование, у кого быстрее народ проголосует. После 12 часов основная масса уже проголосовала. В 3 часа дня — обход оставшихся квартир. Последний раз идешь в 6 часов вечера.

У меня на участке не проголосовал один человек. В 19.00 всех агитаторов отпускают домой. Работа закончилась.

Продолжение следует…

Реклама