Помню, когда нашему старшему было уже пять с половиной, я вдруг в одночасье решила, что как бы пора приобщать ребенка к высокому искусству. Потихоньку-помаленьку, но пора! Пора! И тут как раз на работе продавали билеты на детские спектакли…
В запале взяла на все, что только можно. Так мы с Максом подписались на «Бременские музыканты», «Золотой цыпленок», «Буратино.by» и гастрольный (московский!) «Маша и медведь»!
Ну, когда пришел срок идти, про первый мы вообще забыли. На «Буратино» шли с удовольствием, и даже папе купили билет за 2 минуты до начала спектакля. Ну, чтоб быть как образцово-показательная семья — все вместе!
Но ушли с первого отделения: оглушительный шум и чувство неловкости охватывало, точно как при просмотре индийского фильма. Действо перед глазами уж очень смахивало на художественную самодеятельность, на фоне чего все более осязаемой становилась мысль о бессмертности музыки Рыбникова и фильма с Санаевой, Быковым, Этушем, Пельтцер, Катиным-Ярцевым
На «Золотой цыпленок» послали с Максом уже бабушку. Это был правильный ход, потому что в силу интеллигентности Эммы они высидели уже два отделения, чтоб «составить полное впечатление». Ну, и в конце концов на «Машу и медведя» пошли уже только мы с Максом вдвоем. Я, воодушевленная тем, что это московский спектакль — как залог того, что будет лучше всего виденного уже, а Макс радостный, потому что это любимый (после «Фиксиков», конечно!) мультик.
К увиденному мы с Максом были откровенно не готовы… На сцене вдруг появились как бы сбежавшие из другой сказки Лиса Алиса и Кот Базилио (тут Макс нервно возопил в ужасе: «Инна, мы что — опять пришли на Буратино?!»), которые хотели почему-то отвести Машу в страну дураков… Машу, у которой ни денег, ни чего-либо интересного вообще с собой не имелось!
Медведем вообще не пахло, зато были клоуны, без объяснения причин их появления в этом спектакле. Вроде как друзья Маши, которые были заняты тем, что одновременно искали Машу и Мишу, бесконечно выспрашивая зал, кто куда пошел?
Ну, в итоге Маша довела до безумия Лису и Кота, не дав им вовремя сбежать восвояси; Миша на сцене возник безмолвно, как deus ex machina, являя собой всем известное «конец — делу венец!» И хорошо бы, если бы на этом все! Так нет! Тут нежданно была объявлена вторая часть — цирковое представление: с собачками, клоунами, фокусами, факирами и змеями…
Этого перебора Макс уже выдержать не смог: сначала он стал приставать к впереди сидящей бабушке с внучкой, теребя ее за букли. Бабушка оказалась что надо. Обернувшись ко мне, добросердечно сказала: «Пусть пристает! Не страшно!»
Я все это время металась меду тем, что хорошо бы встать и уйти, и тем, что и как тут прививать чувство прекрасного, если откровенно не на чем. Макс за это время вообще сполз с кресла и стал осматривать его конструкцию снизу, на это ушло еще минут 10. А потом он уже в голос стал причитать: «Инна, ну, пойдем уже! Ну, хочешь, пойдем в нормальный цирк! Это же не „Маша и Медведь“ и не цирк! Ну, пошли, Инна, прошу!»
Я внутренне ликовала: все-таки есть у него внутренний камертон, отличающий низкопробное от образцового, пусть даже и в отсутствие идеала! И мы ушли.
На следующий день на работе сотрудница, бывшая там со своей девочкой, взахлеб делилась со всеми, как ее ребенку понравилось представление. А она так вообще считает, что молодцы они: «Разнообразно сделали: спектакль и цирк сразу вместе! А то ведь смотреть только спектакль или только цирк — это же тяжело!»
Оборачиваясь ко мне, сказала: «Видела-видела, что Вы с Максом ушли. Ему не понравилось, да?..»
Желая быть любезной, я только улыбнулась, а она на своей волне мило продолжила: «Ну, он не понимает пока. Да и вообще с мальчиками всегда такая история. Театр, спектакли, как правило, не для них… Что поделать? Ну, не театралы вы!»
Что еще почитать по теме?
Тайна золотого ключика, или А ваш ребенок — неформат?
Моменты театральной жизни. Курьезы: как мэтры театра ведут себя в непредвиденной ситуации?
Театр на Таганке. Как это начиналось?