Работали мы дружно, по очереди прикрывая спину друг другу, и у начальства очень уж больших претензий к нам не было. Нет, так-то, конечно были, но в основном по мелочи, и до увольнения (да ещё чтобы и с позором!) дело как-то не доходило.
А у напарника моего была интересная биография. Вернее, не у него, а у его покойной бабули. В общем, как началась Великая Отечественная, мужа её, естественно, призвали. Петрозаводск же летом 1941 года заняли финны. А дело-то молодое. Да и город тогда совсем другим был. Отопление печное, дрова, вода из колонки. Мужик, типа как, в хозяйстве нужен. И не завтра там или через три года, а вот сейчас, сегодня. И сошлась бабуля моего напарника с одним из финских солдат.
Опять же, если вернее, то с одним из солдат финской армии. Сам-то солдатик по национальности оказался шведом. И когда в послевоенной Финляндии была разруха, голодуха, безработица и все остальные «прелести» этого периода, он перебрался на историческую Родину, в Швецию. Поскольку та, соблюдая нейтралитет, не воевала, там жить было как-то полегче.
Но это уже потом, после войны. А тогда… А тогда у них с бабулей моего напарника родилась девочка. Его будущая мать.
В 44-м финны ушли из Петрозаводска. А ещё через годик и муж бабулин пришел с фронта. Прийти-то пришел, а дома… А дома-то — чего он и не ждал. Девочка маленькая! Не знаю, как уж они с супругой разбирались, но он из семьи не ушел и дочку финна-шведа воспитал как свою, вместе с теми детьми, которые у них уже после войны пошли.
А в 90-х, когда «железный занавес» упал, тот, бывший финский солдат, из Швеции приехал и нашел и тот дом, в котором он когда-то на постое стоял, и дочь свою. И не только нашел, но и пригласил к себе. Мол, приезжай, познакомься со своей шведской родней, посмотри, где и какие у тебя корни. Ну, мать напарника моего и съездила.
А потом, через какое-то время, и он сам поехал. Посмотрел на своих шведских дядек, теток. Пожил у них какое-то время. Потом, естественно, вернулся. Я ж тут один не буду работать всю оставшуюся жизнь и за себя, и за того парня?!
Вернулся напарник и давай рассказывать про их шведское житье-бытье. Много разного понарассказывал, но одна история меня тогда поразила. Потому, наверное, и запомнилась.
В общем, рассказывает напарник. Типа, живу я там, не тужу, ем шведский хлеб с маслом и время от времени нахваливаю его, чтобы хозяевам сделать приятное: «Ой, да как вкусно. Ай, да как сытно!» Им естественно, приятно, ходят по дому, улыбаются, добавку мне в тарелку за обедом и ужином не забывают подложить.
А тут что-то гляжу, посмурнели у них лица, засуетились, бегают туда-сюда: то в ванную, то в туалет, да при этом всё в бумажки какие-то поглядывают. Руками размахивают, да по-своему что-то лопочут. Временами очень даже громко.
Ну, напарник и тормознул одного из своих новоприобретенных братьев. Чего это вы, мол? Что случилось-то? Тот ему и отвечает, что, по всей видимости, приборы учета холодной и горячей воды сломались. Вот, счета за этот месяц пришли. А в них цифры…
Да они за год столько воды сроду не потребляли! А уж за один-то месяц… Ну, никак такого быть не может. Нет, точно тут что-то с приборами. Хотя, вроде бы, раньше на них не жаловались. И фирма-производитель у счетчиков солидная. Немецкая. Сименс называется. Никогда к ней никаких вопросов не было. Но… Сломались, видимо, всё-таки. Потому что… Ну, не может быть такого!
И тут мой напарник начинает понимать, что дело-то… Совсем и не в приборах учета! А в разнице нашей и их ментальности. Мы-то как умываемся-моемся? Включили кран, рот ополоснули, зубной пасты на щетку капнули и начали зубы вычищать. А водичка-то тем временем из крана бежит… Бежит, дожидается, пока мы свою гигиеническую процедуру закончим, рот сполоснем и уже после этого кран перекроем.
А шведы… Совсем не так! Они краник открыли. И не так, чтобы на полную, а совсем тоненькой, тонюсенькой струйкой. Щетку смочили, в рот воды набрали… И ещё до того, как его прополоскали, краник-то… Того! Взяли и перекрыли. Потом воду изо рта выплюнули и начали зубки-то чистить. Чистят, чистят их… И только завершив процедуру, краник снова повернули на пол-оборотика и под тонкой струйкой и щетку, и рот прополоскали. После чего сразу же взяли и перекрыли воду. И потом только стали себя в зеркало разглядывать, да причесываться там или что-то иное делать.
И с душем или чем другим — точно так же. Зашли в душ, включили воду, полили себя немного. Так, слегонца, только чтобы мокрым стать. Стали мокрыми — воду перекрыли. Намыливаться можно уже и так, без искусственных водопадов из рассекателя. Они этому процессу и не нужны.
Тем более, песни там или оперные партии на один голос распевать, когда намыливаешься… Нет у них такого. Намыливаться… Намыливаться надо! Сосредоточенно. И ничего постороннего, отвлекающего, не должно этому процессу мешать. А как намылились, вот после этого снова воду включили. Но как только мыло смыли, краник незамедлительно перекрыли!
И вот всё это напарник мой вспомнил… Вспомнил, как он сам зубы чистил, умывался. Да под душем плескался, песенки распевая. А водичка текла, хлестала, и перекрывать её у него даже и в мыслях не было. Вспомнил, покраснел сильно, но, поскольку парнем был честным… Как-никак бывший пионер, а они-то старших никогда не обманывают! Да и не чужие ему люди. Родственники всё-таки.
Поэтому он им и скомандовал: стоять, мол. Тихо, граждане-товарищи. Остановитесь. Успокойтесь. Ничего с вашими приборами не случилось. Не надо грешить на этот уважаемый вами Сименс. Они тут совершенно ни при чем. И приборы учета у них качественные. Ничего они не врут и вас не обманывают.
Это я, понимаете ли… Не учел особенности шведского водопотребления. Ну, и по привычке, как дома… Водичку использовал. Безо всякой мысли об её экономии. И цене, соответственно. Которая, как оказывается, кусается.
В общем, успокоил он их по поводу приборов. А вот по суммам, которые в тех квитанциях, что им за этот месяц пришли… Как тут успокоишь?! Когда они такие… Немаленькие. Но с другой стороны, не чужой же он им человек. Родич. А родная кровь, она дороже какой-то там лишней сотни крон. Или, может, даже двух-трех сотен.
Так-то, конечно, погоревали они немного, погоревали. Но пошли, оплатили эти счета. Правда, потом предупредили напарника: ты, мол, того… Поаккуратнее с водой! Она у нас дорогая. Поэтому щетку намочил, рот сполоснул, а зубы чистить — уже с перекрытым краном.
Само собою, напарник мой внял. И перешел на шведскую систему водопотребления. Тоже стал воду экономить. И когда зубы чистил, и когда умывался. И под душем, само собою! Но… Утомительное это, скажу я вам, дело. Поэтому он после того кипеша с квитанциями недолго ещё у них погостил. Два, может, три дня. А потом собрал сумку с подарками, попрощался сердечно с родственниками — спасибо, мол, за шведский хлеб-соль, да и уехал.
У нас с этой водой как-то привычнее. Не обязательно постоянно кран туда-сюда крутить, открывая-перекрывая.
Вот такая история. Сейчас водяные счетчики и у нас стоят практически повсеместно. Но зубы чистить, умываться, душ принимать или ванну… Не видел я ещё таких, кто по шведскому варианту этими процедурами занимается. Так получается что? Вода у нас до сих пор дешевле, чем там, у них?..