Вот на таком празднике кто-то и рассказал фронтовую байку, а вернее бывальщину, историю из жизни о двух бойцах, дружбу которых скрепили фронтовые будни, да так крепко, что стали они не разлей вода.
Один из них был русский, родом из шахтёрского посёлка на Донбассе, призванный в армию ещё в 1939 году; второй — грузин, мобилизованный на фронт из солнечной Грузии. Вот эти двое и шли по фронтовым дорогам плечом к плечу и всё делили пополам: фронтовые трудности и невзгоды, редкие радости, скудный солдатский паёк, кусок хлеба и флягу воды, а спали тоже вместе, подстелив под себя одну шинель, а другой накрывшись.
И каждый из них был готов выручить своего друга в бою, прикрыть его своим телом от вражеской пули; как говорят, сам погибай, а товарища выручай. И что интересно — оба любили играть в шахматы и использовали для этого любую минуту фронтового затишья.
Вот однажды и случилось такое затишье, примолкли немцы, видимо, к чему-то готовились. И наши тоже не нарушали наступившего молчания. В общем, наступила так редко случающаяся на фронте тишина, прямо благодать. А раз тишина, то солдаты нашли чем её занять: кто-то примостился писать письма домой, кто-то сбривал выросшую на лице за несколько дней непрерывных боёв щетину, кто-то занялся стиркой обмундирования, а кто-то просто отдыхал. Ну, а наши друзья уселись сыграть партию в шахматы.
Не успели они сделать и несколько ходов, так что до эндшпиля было ещё далеко, как вокруг стали разрываться снаряды, это немцы начали артобстрел наших позиций. А тут налетела ещё и их авиация и добавила огоньку. Все бойцы, собравшиеся вокруг шахматистов и наблюдавшие за их игрой, быстро разбежались и попрятались кто где. А наши игроки и не думали прятаться. Над их головами свистели осколки, летели комья земли, дым застилал им глаза, но они продолжали сидеть за шахматной доской, как бы не замечая происходящего.
Вскоре немецкие самолёты улетели, и артобстрел, так же неожиданно, как и начался, прекратился. Все, кто попрятался, вылезли из окопов и направились к шахматистам, чтобы выяснить, почему они так странно себя вели, подвергая свою жизнь смертельной опасности. И что же оказалось? А оказалось, что когда начался артобстрел, они заключили между собой пари, что кто из них первым встанет из-за шахматной доски, поклонится летящим осколкам, тот и проиграл партию. Но партию проиграть никто из них не хотел, вот они, не вставая, и просидели за шахматной доской до конца артобстрела. А поскольку никто из них не встал, а значит, пари не проиграл, то под шумное одобрение собравшихся вокруг них бойцов друзья согласились на ничью.
Два друга ещё долго воевали вместе, но когда дошли до бывшей границы СССР, в одном бою, уже на чужой земле, грузин пал смертью храбрых и в Грузию ушла похоронка. А русский из Донбасса дошёл до самого Берлина и расписался на стенах рейхстага и за себя, и за своего друга-грузина…
Некоторые задаются вопросом, как Красная Армия смогла одолеть такого сильного врага, каким была фашистская Германия? Да потому и одолела, что в ней воевали такие бойцы, как эти два друга — русский и грузин.