Низкие зарплаты советских людей компенсировались стабильностью цен на товары и услуги и отсутствием длительной долговой нагрузки. Поэтому даже начинающий инженер с зарплатой 80 рублей в месяц мог накопить к отпуску определенную сумму денег. Вместе с отпускными это позволяло раз в один-два года отправиться к морю «дикарем».
В нашей стране много холодных регионов. Дети часто болели простудными заболеваниями. Считалось, что если на месяц свозить ребенка к морю, то потом он весь год не будет болеть. Поэтому родители старались накопить на оздоровительную поездку. Действительно, месячный морской отдых значительно уменьшал количество последующих простуд.
Главным транспортным средством для поездки на юг был поезд. Шёл он несколько дней, и это была хорошая часть поездки. Самый экономный вариант — плацкартный вагон. Легкое общение с попутчиками скрадывало бытовые неудобства. Кто-то рассказывал веселые истории, кто-то играл в карты, кто-то просто читал. Дальняя дорога к отдыху была совсем не в тягость.
Билеты покупались заранее туда и обратно. Если по какой-то причине билет не был куплен, то приходилось тратить драгоценные дни отдыха на стояние в очередях в кассах южного города. Тогда надо было иметь определенный денежный резерв. Если вдруг не оказывалось железнодорожных билетов, то приходилось летать самолетом, что значительно дороже. Стоимость билетов составляла примерно половину расходов на поездку.
Жители Черноморского побережья и Крыма отлично научились использовать свое географическое преимущество. В сезон летних отпусков сдавались в аренду практически все имеющиеся постройки, включая сараи и гаражи. Официально в курортных городах существовало жилищное бюро, куда мог прийти любой приезжий и выбрать адрес хозяев, желающих, как тогда называлось, «пустить к себе отдыхающих».
На практике основная масса приезжих не пользовалась услугами этих бюро. Многие хозяева квартир просто подходили к подъезжающему поезду, сообщали, сколько человек они могут разместить, набирали желающих, и группа отправлялась к месту жительства.
Адреса хороших хозяев, то есть живущих недалеко от моря и имеющих жилье с нормальным уровнем удобств, передавали из рук в руки. С ними перед поездкой созванивались по междугороднему телефону, передавали привет от их знакомого и просили оставить место на нужное количество человек.
Система прекрасно работала, ибо даже если оказывалось, что у хозяев не хватает места, то они отправляли к своим знакомым, где можно было разместиться. Ведь в небольших приморских городках все друг друга знали. Стоимость жилья была невелика. Удобств тоже немного.
Проблем с питанием тоже не было. Иногда готовили что-то сами. Обычно хозяева выделяли плиту, кастрюлю, чайник и сковороду для гостей. Но женщинам тоже хотелось отдохнуть от готовки пищи, поэтому ходили в столовые или кафе. Уже в первые дни вычислялись лучшие места и лучшее время посещения общепита.
Огромным подспорьем в рационе были рынки со свежими фруктами из местных садов. Рано утром подъезжали машины из близлежащих колхозов. С них продавали персики, груши, гранаты, виноград просто по «бросовым», по мнению приезжих, ценам. Перед отъездом домой там же затаривали ящики южными деликатесами, чтобы привезти домой в подарок родным. В жаркое время обычно аппетита нет, поэтому обед часто состоял из огромного арбуза или дыни.
Основным местом отдыха был городской пляж. Вход на него был бесплатный. Правда, тентов, создающих тень, всем не хватало. Чтобы занять хорошее место с тенью, выходили на пляж пораньше.
На пляжах популярных курортов в сезон не было ни одного свободного клочка. Купаясь в море, легко оставляли вещи без присмотра или просили присмотреть за ними соседей по пляжу. Случаи воровства были редко.
Ближе к концу отдыха, накупавшись вдоволь, ездили на экскурсии. Это были пешие походы к местным достопримечательностям, путешествия в соседние городки или морские поездки на катере. Обязательно много фотографировались, покупали открытки, туристические буклеты, местные сувениры.
К концу отпуска уже хотелось домой. Полноценный 21−24-дневный отдых на море давал заряд бодрости на весь последующий год.