Каким был советский общепит?

Реклама
Грандмастер
Ни к чему теперь, гражданка,
Ваша «Скатерть-самобранка»
Никого не удивите
Этой штукою в нарпите.
Н. Агнивцев, «Октябренок-постреленок», 1925 г.

Что такое «общепит»? Если спросить у молодых, те вряд ли ответят, это слово давно уже является устаревшим, редко используется. А ведь когда-то в общепите, особенно в рабочие дни, питались, наверное процентов 90 всего населения. С чего начинался и как развивался общепит в СССР, вы узнаете из статьи.

Декрет о создании предприятий общественного питания был принят на второй день после Октябрьской революции. В трудные времена Гражданской войны и разрухи столовые, открытые по этому декрету, спасли немало жизней.

Когда был создан СССР, новое правительство продолжило развивать в стране систему нарпита (народного питания), чтобы рабочие могли в обеденный перерыв нормально поесть, а не перекусить всухомятку. При фабриках появились столовые, в которых в обеденный перерыв можно было съесть полноценный обед.

Во советские времена столовые, по обслуживаемому контингенту, делились на:

  • общественные — общедоступные;
  • промышленные — при предприятиях;
  • школьные, студенческие — при соответствующих учебных заведениях;
    Реклама
  • воинские — при воинских частях.

По ассортименту они были обычные и диетические.

В диетических столовых полагалось иметь полный набор блюд (салат, первое, второе и десерт) для 5−6 различных видов хронических заболеваний. В общепитовских диетических столовых, как правило, был просто шире выбор молочных блюд; вместо чахохбили или сациви (которые мне часто доводилось есть в разных заведениях ленинградского общепита) тут были каши на молоке, молочные супы, какао.

Реклама

В соответствующих лечебных учреждениях, больницах и санаториях в столовых были намного более точные наборы блюд для самых разных заболеваний — помогать лечиться должны были не только процедуры и лекарства, но и пища.

Еще в 1934 году был создан Наркомат пищевой промышленности, который возглавил Анастас Иванович Микоян. Он содействовал восстановлению и развитию пищевой промышленности страны, благодаря его инициативам было построено множество фабрик, на которых производился маргарин, майонез, различные консервы. Колбасные комбинаты, хлебозаводы, мороженое, соки… Множество разных вкусностей появилось на прилавках и лотках СССР благодаря Анастасу Ивановичу — даже мороженое и «Советское шампанское».

Реклама

Пищепром производил огромное количество полуфабрикатов, котлет, сосисок, салатов. Благодаря этому приготовление пищи в столовых очень упростилось. Новый толчок развитию системы столовых дал визит Никиты Сергеевича Хрущева в США.

Ведь ранее, вплоть до начала 1960-х годов, обслуживание в столовых обычно осуществляли официантки, идея самообслуживания была не развита. Разве что в маленьких поселках, где часто многое тогда держалось на доверии: иногда в пунктах питания выставляли несколько больших кастрюль, подходи, бери поднос, открывай кастрюлю, половником себе в тарелку положи порцию, сам посчитай, сколько первое и второе стоят, и положи плату в специальную коробку. А если нет без сдачи — возьми в той же коробке.

Реклама

Широко используемая в наше время система самообслуживания появилась и начала развиваться в СССР именно по результатам визита Хрущева в США в 1959 году.

С этого времени столовые были переведены на самообслуживание: взял поднос, поставил на него сок/компот, выбрал салат, подошел к раздаче горячих блюд, попросил, скажем, щи или солянку (эх, вкусные солянки были в столовой на «Красной Заре» в 1980-е!), бифштекс с пюре — и пожалуйте на кассу. Расплатился, нашел свободный столик или хотя бы свободное место за столом — и обедай. Поел — поднос отнеси на стол грязных подносов или в окошко для грязной посуды.

Вместо 10−20 официанток и нескольких раздатчиц (как было раньше) в обеденном зале остались только две раздатчицы (первое и второе) и кассир. Кстати, такая схема до сих пор работает на выживших в 90-е годы предприятиях и НИИ.

Реклама

Различия невелики, в 1970-е годы посуду мыли несколько посудомоек, а теперь в помещении ставят посудомоечную машину, одна работница берет грязную посуду, выбрасывает в ведро остатки еды, ставит тарелки и подносы в машину, а затем снимает и ставит в стопки вымытое.

Реклама

Так что уже больше 60 лет столовые в разных городах России (и во многих странах ближнего зарубежья, бывших республиках СССР) функционируют совершенно одинаково.

Дизайн помещений может быть различен, украшение залов — тоже разное, но везде похожие столы на 4 посадочных места, длинная раздача, с одной стороны — стопка чистых подносов, с другой стороны — касса.

Надо подойти, взять поднос, перемещая его по направляющим, взять те блюда, которые выбрал из имеющегося ассортимента, попросил раздатчиц, что хочешь на первое и второе, подошел к кассирше, заплатил… и так далее. Все одинаково что в Южно-Сахалинске, что в Калининграде или Вологде.

Говорят, что в советское время даже вкус борща был одинаков — что в Москве, что в Ставрополе или Саратове, ибо блюда тогда готовили по единой утвержденной технологии.

Реклама

Чем система столовых, общепит, отличается от фастфуда?

  • Дело в том, что фастфуд на Западе появился для того, чтобы на ходу, побыстрее, сбить голод (время — деньги). А столовые, общепит, предназначены кормить человека полезной едой, сохранив ему здоровье.
  • В фастфуде в блюдах находятся пищевые добавки, чтобы оно казалось вкуснее и красиво выглядело. А полуфабрикаты, изготавливаемые для столовых в пищепроме, должны были давать сытость, но без вредных для здоровья добавок.
Реклама

Конечно, нельзя общепит идеализировать. Мне приходилось принимать пищу в столовых очень многих городов, селений, объектов. Где-то было очень вкусно, где-то не слишком, где-то были нормальные стальные вилки/ложки, а где-то мягкие алюминиевые. Несколько раз случалось взять в столовой что-то и вовсе несъедобное. Но за те почти полвека, что я питался в общепите, это всего доли процента от всех посещений.

Общепит СССР эпохи Брежнева и после нее был хорошо отлаженной системой питания народа, питания качественного и полезного для здоровья. Больше и сказать нечего.

Реклама