Как в 90-е летали в Турцию челноки?

Реклама
Грандмастер

В 90-е годы и позже мне довелось немало полетать и по России, и за рубеж. Авиаперелеты по России были довольно похожи, а вот зарубежные — совсем другое дело. Особенно много я летал по маршруту в Стамбул и из Стамбула. И эти рейсы отличались от внутренних полетов и от полетов в страны Европы.

Ах, эти международные рейсы 1990-х! Пулково-2, Шереметьево-2, непривычный для нас таможенный досмотр при отправлении, паспортный контроль и пограничники перед входом в зону «duty free»… А потом, уже после перелета при въезде в страну, чужие пограничники с их вопросами на иностранном языке, которого «наши» частенько не знают. Полеты в Стамбул были значительно более спокойными.

Во-первых, эти полеты были «челночными». Значительная часть пассажиров везла туда пачки баксов, рассчитывая в Турции превратить их в кипы различного барахла (простите, но это так), часто уже заказанного к продаже на многочисленных базарах Питера и других городов России. Так что на турецких рейсах «из России» значительная часть пассажиров была слегка на взводе.

Реклама

В конце 1990-х, начале 2000-х в салоне очень много курили, а некоторые и выпивали для снятия стресса. Но немного. Ведь впереди серьезное дело, а пока — все немного на нервах, страшно деньги потерять, стремно из-за всех предстоящих на рынках Стамбула будущих проблем.

Надо будет не дать себя ограбить «нашим» и чеченским бандюкам, пасущимся именно в тех местах, где высока концентрация челноков. Надо будет удачно купить партию одежды/бижутерии/обуви, не дать себя обмануть при продаже, потом все правильно упаковать для отправки. И операция эта закончится на самом деле только в России, когда все будет распаковано и (дай Бог!) окажется именно тем, что покупалось в одной из стамбульских лавочек для челноков.

Реклама

Во-вторых, рейсы на Стамбул из городов России, Украины, Казахстана были ночными. Я не знаю точно, почему было так, но говорили, будто ночная аренда аэропортовой инфраструктуры была дешевле, и наши авиакомпании предпочитали сэкономить на полете хоть так.

Реклама

Кстати, обслуживание самолетов наших авиакомпаний здесь было сведено к минимуму. Самолет прилетал, вставал к причалу аэропорта им. Ататюрка, с него сходили пассажиры, сгружался багаж, вывозилось содержимое туалетов, потом полчаса на легкую чистку салона — и в него снова входили пассажиры. От посадки до нового взлета, казалось, проходило всего часа два, самолеты в Стамбуле даже не заправлялись.

Чем были заняты прилетевшие пассажиры после высадки из самолета? Сначала, еще до паспортного контроля, надо было купить месячную визу. Их продавали прямо в коридоре аэропорта, на пути к пограничникам. Стоила она для прилетевших граждан России $ 10 и была действительна на один месяц.

Реклама

Купил визу, прошел паспортный контроль, получил багаж — и свободен! И никого не волнует, что час ночи, автобусы уже не ходят — свобода иногда бывает весьма жестокой. Когда челноки ехали компаниями, то они довольно часто заранее заказывали для своей группы развозку, чтобы их отвезли в зарезервированную гостиницу. Далее начиналась торговая работа на месте.

Реклама

Но не будем отклоняться от темы полетов, ибо остались не описаны рейсы «в Россию». С ними было приключений еще больше — ведь челноки были к тому времени уже «закупившись», их тоненькие пачки долларов преобразовались в необъемные баулы — багаж, который, кровь из носа, надо было доставить в Россию.

Рейсы из Стамбула в Россию происходили примерно в период от часа ночи до трех часов. Мне довелось потолкаться в ночных русскоязычных очередях к стойкам регистрации в аэропорту им. Ататюрка и потом посидеть в ожидании самолета в зоне посадки. И пусть в это время самолеты летели не только в Москву и Питер, но и в Киев, Мелитополь, какие-то города северного Казахстана — все регистрировавшиеся пассажиры были русскоязычными.

Реклама

Рейс Стамбул-Санкт-Петербург гудел! Большая часть пассажиров рейса, решивших свои проблемы, накупивших все, что им было заказано, были невероятно довольны: ведь до конца миссии осталось совсем немного, они не прогорели, их не ограбили, заказы выполнены, чего еще желать!

Реклама

Вопрос только в одном — откуда они брали водку? Ведь спиртное в Турции — крайне мерзкого качества, а в самолете — дорого, не по карману челнокам. Я могу лишь предположить, но, наверное, это была та водка, которую они брали с собой из дома, в полете туда и там пили мало — надо было работать.

Потом, уже в Пулково-2, в очереди на погранконтроль стояли люди, настроенные на последний рывок — перебросить хоть как-нибудь все свои пухлые сумки с барахлом к ожидающей их машине. Тут были душераздирающие картины, когда один челнок, разрывался, пытаясь в две руки вместить пять-шесть огромных клетчатых клеенчатых сумок, почти круглых от распирающего их товара.

Компаний-перевозчиков из СНГ в то время было много и названия у них были часто весьма оригинальные, но все они выросли из Аэрофлота, и в 1990-е годы это было явно заметно.

Реклама