Сколько пассажиров должен вмещать авиалайнер?

Реклама
Грандмастер

За последние полвека люди привыкли к авиаперелетам. Что может быть проще — перелететь через океан и несколько часовых поясов, сидя в уютном кресле в теплом и светлом салоне самолета. Но ведь так было не всегда. Как начинались авиаперевозки и какое количество пассажиров может одновременно поместиться в салоне пассажирского лайнера?

Пионером пассажирских авиаперевозок является Санкт-Петербург. В 1912 году начались коммерческие полеты из Санкт-Петербурга (США) в Тампу (США), расстояние между аэродромами составляло 20 миль.

В 1919 году в Германии начались пассажирские перевозки из Берлина в Гамбург и в Веймар, а компания Lufthansa появилась в 1924 году.

В СССР 1 мая 1922 года компания «Дерулюфт» (Русско-германское общество воздушных сообщений, или Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G.) начала пассажирские перевозки по маршруту Москва-Смоленск-Каунас-Кенигсберг на немецких самолетах «Дорнье-Меркур», вмещавших 8 пассажиров.

Реклама

Шло время, пассажирские самолеты становились все быстрее, количество пассажиров росло. ТУ-154, созданный в 1960-е годы, перевозил 180 человек.

Реклама

В США уже в 1969 году фирма Боинг создала широкофюзеляжный самолет В-747, выпускаемый до нашего времени, причем модель этого самолета Boeing 747−600X имеет вместимость до 800 пассажиров (притом что израильский В-747 24 мая 1991 во время операции «Соломон» вывез за один полет 1122 пассажира).

Реклама

Вместимость европейского гиганта А-380 — до 853 пассажиров. При этом совсем недавно развитие пассажирской авиации виделось как переход на супер-джамбо-джеты, самолеты, перевозящие тысячи пассажиров.

Мне довелось читать аналитические материалы, где предсказывалось появление в скором времени «беспосадочных» лайнеров, которые будут месяцами и годами летать по наиболее активным воздушным трассам, а пассажиров и горючее им будут подвозить специальные самолеты — стыковочные модули. Подлетел, пристыковался, пассажиры вышли в основной салон, горючее перекачали, подтянулись и расселись пассажиры, готовые к приземлению в данном пункте трассы — и модуль отчалил, а гигант летит дальше.

Реклама

А в последнее время на рынке пассажирских авиаперевозок оказались востребованными не супер-джамбо с тысячами пассажиров, а более скромные лайнеры, способные перевезти 300−400 пассажиров.

Более того, фирмы-производители сверхбольших пассажирских самолетов заявили о скором прекращении выпуска четырехмоторных самолетов-гигантов. Например, Боинг сообщил, что в 2022 году прекращает выпуск Б-747, а Airbus решил прекратить в 2021 году производство своего А-380. Почему?

Эпидемия коронавируса только ускорила этот процесс, заказчики уже начали отказываться от покупки новых самолетов-гигантов, их эксплуатация стоит слишком дорого, а количество пассажиров на сверхдлинных линиях уменьшается.

Реклама

Фирма Emirates, крупнейший заказчик А-380, постепенно уменьшает количество суперлайнеров на своих трассах. А British Airways заявила о прекращении эксплуатации тридцати одного Б-747, обладателем которых она является. Уж слишком дорого обходится их эксплуатация и обслуживание.

Реклама

Вместо гигантских джамбо-джетов на линии выходят двухмоторные самолеты, которые выпускают те же фирмы, Боинг и Airbus, они дешевле в эксплуатации и соответствуют пассажиропотоку нашего времени. Экономика в очередной раз победила гигантоманию и особенное понимание престижа фирмы.

Авиаперевозчикам оказались не нужны «двухэтажные широкофюзеляжные дальнемагистральные авиалайнеры повышенной вместимости». Машины такого типа создавали потому, что была политика развития авиаперевозок по пути создания авиахабов, огромных узлов, к которым пассажиров подвозят небольшие лайнеры, с тем, чтобы на огромные расстояния большие массы пассажиров перевозили самолеты-гиганты типа А-380 и Б-747.

Реклама

Однако пассажиры своими деньгами проголосовали против такой политики — ведь люди предпочитают, где только возможно, летать напрямую, без пересадок в хабах и без потерь времени.

Осознав и приняв это, фирмы-перевозчики стали покупать преимущественно не очень большие средне- и дальнемагистральные лайнеры на 300−400 пассажиров. Их вместимость достаточна для обеспечения перевозок, а цена эксплуатации и обслуживания намного ниже, чем у четырехмоторных самолетов-гигантов.

Реклама

На смену А-380 приходит А-350 XWB (Extra Wide Body) — двухмоторный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, вместимостью от 250 до 550 пассажиров (в зависимости от модификации и классности салона). Его эксплуатация обходится много дешевле, а обслуживание пассажиров при этом остается столь же хорошим.

А у Боинга, похоже, начинаются сложные времена — они прекращают производство Б-747. Но и прочие их машины, Б-767, Б-777 и самая массовая — Б-737, теряют покупателей из-за той обстановки, которая установилась на сборке и сопровождении этих самолетов, когда из-за самоуверенности высшего руководящего состава компании резко упала культура производства и проектирования новых модификаций самолетов. И когда проектирование изменений стремились как можно сильнее удешевить, не думая о надежности этих когда-то великолепных самолетов — нельзя было такого делать.

Как будут развивать авиаперевозки дальше? Будут создаваться новые авиадвигатели, потребляющие меньше топлива, менее шумные. На базе этих двигателей и новых материалов будут создаваться новые самолеты, перевозящие несколько сот пассажиров. Будут строиться новые аэропорты и совершенствоваться старые — ведь авиаперелеты позволяют приблизить далекие континенты. В общем, поживем — увидим.

Реклама