На чем можно ездить в Питере?

Реклама
Грандмастер

Ода трамваю

Разговор двух блокадников:
— Как живешь?
— Как 26-й трамвай. По Голодаю, по Голодаю — и на Волково кладбище.
Из блокадных анекдотов

Петербург — город тысячи островов, сотни рек и мостов. А еще — город трамваев, без них улицы были бы скованы постоянными пробками. Трамваи — неотъемлемая часть жизни ленинградцев-петербуржцев. Хотелось бы спеть хвалу трамваю, моему другу вот уже лет 50 или больше.

Увы, в последние 25 лет трамвайные пути начали убирать. Вроде бы они мешают автомобилистам, а еще жильцы домов у трамвайных путей жалуются на шум. Да, движение трамваев — шумная штука. И на стыках рельсов колеса стучат, и на поворотах, и проезд перекрестков тоже вызывают немалый шум, особенно на старых моделях трамваев. А с каким шумом-лязгом трамваи ходили лет 40 назад!

Реклама

Правда, уличный шум, вызываемый трамваями, никогда не вызывал во мне отрицательных эмоций. Мимо нашего дома на Максима Горького ходили трамваи, но окно комнаты, где я жил, выходило во двор.

В детстве я обожал трамваи, особенно трамвай 6-го маршрута — в нем меня возили гулять на набережную Невы. Мы садились в него у дома, ехали несколько остановок до Сампсониевского моста и потом шли пешком, мимо Авроры, Суворовского училища и домика Петра Первого, по набережной, до Кировского моста и далее, по парку, домой. Это были долгие прогулки, и ходили мы тут с папой, когда у него в выходные было свободное время. Шли и говорили обо всем на свете.

Трамвай образца 70−80 годов
Реклама

Так вот к мосту нас всегда вез 6-й трамвай, хоть и ходил он не слишком часто. Он был особенным. Все остальные трамваи, ходившие у нашего дома, были угловатыми и металлическими изнутри и снаружи. А «шестерочка» — трамваем старого образца, округлой снаружи, а внутри была обшита лакированным деревом, и ее сиденья тоже были деревянными и лакированными.

Вдобавок, если сесть во второй, прицепной, вагон и как-нибудь пробраться в пустую кабину вагоновожатого, можно было вообразить себе, что ты управляешь пароходом. А возле средней двери стоял настоящий штурвал из лакированного дерева, как на кораблях в кино. И достаточно было притронуться к нему, чтобы оказаться в открытом океане, преодолевая шторма и открывая новые тропические острова.

Реклама

В школу и детсад я ходил пешком, городским транспортом ежедневно начал пользоваться, только когда поступил в университет. И не трамваем, увы. Ездил сначала на метро, потом на автобусе. Автобусы в час пик, естественно, были переполнены, не во всякий сумеешь сесть.

Но раз в неделю, в субботу, я ездил на военку. А расположена военная кафедра была на истфаке ЛГУ. Мы к тому времени давно переехали с Петроградки на север Выборгского района. Но на мое счастье, отсюда на Ваську ходил трамвай, 26-й маршрут. Тогда он ходил от конца проспекта Энгельса до Голодая и проходил через стрелку Васильевского острова.

Как это было здорово — сесть на трамвай на остановке у самого дома и ехать… ехать… Разглядывая в окошко городскую жизнь. А если за окном было темно — ведь зимой у нас светает очень поздно, а темнеет очень рано, — то и конспекты почитать было можно. От остановки на стрелке до истфака — всего ничего. Замечательно!

Реклама

Ведь альтернативой этой спокойной поездке было — впихнуться в забитый автобус, потом в метро, пересесть на другую линию, потом, на Невском, ввинтиться в троллейбус, а потом долго идти пешком. А вместо этого — спокойно, хоть и не слишком быстро, ехать прямо туда.

Мой приятель-однокурсник жил на бывшем Голодае (в наше время — на острове Декабристов) у самого кольца того же 26-го трамвая. Мы ездили друг к другу на трамвае. Пусть он шел часа полтора. Если бы от скорости зависела жизнь, то бегом до метро, на метро и автобусе было бы на полчаса быстрее. Но спокойно проехать на трамвае — это одно, а суета с метро и посадкой на автобус или на троллейбус, или на трамвай — это такая нервотрепка!

Реклама

Трамвай. Ленинградский (ладно, пускай — петербургский) вид общественного транспорта. Везет без пробок, медленно, но надежно. Раньше, в советское время, когда трамваев было много больше, почти всегда можно было доехать на них туда, куда нужно.

Московская жизнь имеет намного большую скорость, она более суетлива. А нам, питерцам, в качестве общественного транспорта отлично подходит трамвай. Кажется, руководство города это поняло, приостановив ликвидацию трамваев на наших прекрасных улицах.

Реклама