Увы, в последние 25 лет трамвайные пути начали убирать. Вроде бы они мешают автомобилистам, а еще жильцы домов у трамвайных путей жалуются на шум. Да, движение трамваев — шумная штука. И на стыках рельсов колеса стучат, и на поворотах, и проезд перекрестков тоже вызывают немалый шум, особенно на старых моделях трамваев. А с каким шумом-лязгом трамваи ходили лет 40 назад!
Правда, уличный шум, вызываемый трамваями, никогда не вызывал во мне отрицательных эмоций. Мимо нашего дома на Максима Горького ходили трамваи, но окно комнаты, где я жил, выходило во двор.
В детстве я обожал трамваи, особенно трамвай 6-го маршрута — в нем меня возили гулять на набережную Невы. Мы садились в него у дома, ехали несколько остановок до Сампсониевского моста и потом шли пешком, мимо Авроры, Суворовского училища и домика Петра Первого, по набережной, до Кировского моста и далее, по парку, домой. Это были долгие прогулки, и ходили мы тут с папой, когда у него в выходные было свободное время. Шли и говорили обо всем на свете.
Так вот к мосту нас всегда вез 6-й трамвай, хоть и ходил он не слишком часто. Он был особенным. Все остальные трамваи, ходившие у нашего дома, были угловатыми и металлическими изнутри и снаружи. А «шестерочка» — трамваем старого образца, округлой снаружи, а внутри была обшита лакированным деревом, и ее сиденья тоже были деревянными и лакированными.
Вдобавок, если сесть во второй, прицепной, вагон и как-нибудь пробраться в пустую кабину вагоновожатого, можно было вообразить себе, что ты управляешь пароходом. А возле средней двери стоял настоящий штурвал из лакированного дерева, как на кораблях в кино. И достаточно было притронуться к нему, чтобы оказаться в открытом океане, преодолевая шторма и открывая новые тропические острова.
В школу и детсад я ходил пешком, городским транспортом ежедневно начал пользоваться, только когда поступил в университет. И не трамваем, увы. Ездил сначала на метро, потом на автобусе. Автобусы в час пик, естественно, были переполнены, не во всякий сумеешь сесть.
Но раз в неделю, в субботу, я ездил на военку. А расположена военная кафедра была на истфаке ЛГУ. Мы к тому времени давно переехали с Петроградки на север Выборгского района. Но на мое счастье, отсюда на Ваську ходил трамвай, 26-й маршрут. Тогда он ходил от конца проспекта Энгельса до Голодая и проходил через стрелку Васильевского острова.
Как это было здорово — сесть на трамвай на остановке у самого дома и ехать… ехать… Разглядывая в окошко городскую жизнь. А если за окном было темно — ведь зимой у нас светает очень поздно, а темнеет очень рано, — то и конспекты почитать было можно. От остановки на стрелке до истфака — всего ничего. Замечательно!
Ведь альтернативой этой спокойной поездке было — впихнуться в забитый автобус, потом в метро, пересесть на другую линию, потом, на Невском, ввинтиться в троллейбус, а потом долго идти пешком. А вместо этого — спокойно, хоть и не слишком быстро, ехать прямо туда.
Мой приятель-однокурсник жил на бывшем Голодае (в наше время — на острове Декабристов) у самого кольца того же 26-го трамвая. Мы ездили друг к другу на трамвае. Пусть он шел часа полтора. Если бы от скорости зависела жизнь, то бегом до метро, на метро и автобусе было бы на полчаса быстрее. Но спокойно проехать на трамвае — это одно, а суета с метро и посадкой на автобус или на троллейбус, или на трамвай — это такая нервотрепка!
Трамвай. Ленинградский (ладно, пускай — петербургский) вид общественного транспорта. Везет без пробок, медленно, но надежно. Раньше, в советское время, когда трамваев было много больше, почти всегда можно было доехать на них туда, куда нужно.
Московская жизнь имеет намного большую скорость, она более суетлива. А нам, питерцам, в качестве общественного транспорта отлично подходит трамвай. Кажется, руководство города это поняло, приостановив ликвидацию трамваев на наших прекрасных улицах.