В советское время было просто: работники бухгалтерии, взяв ведомости и железные переносные ящики с наличкой, садились где-нибудь… В некоторых организациях — в кабинете начальника, который освобождал место на пару-тройку часов, в некоторых — за стол секретарши начальника, изгоняемой ненадолго. Где-то зарплату выдавала табельщица отдела за столом в своей комнате.
Выстраивалась очередь и начиналось священнодействие. Люди проходили по одному. называли фамилию, получали тощую стопочку красненьких с добавкой синих, зеленых и желтых, расписывались в ведомости — и за работу! И так два раза в месяц — аванс и получка.
Гораздо веселее стало в Перестройку. Тут у организаций начались всякие проблемы с деньгами, выплаты стали уже не «пятого и двадцатого», а когда появились живые деньги.
И с выдаваемыми купюрами появились проблемы. Однажды нам деньги выдали рублевыми купюрами. Моя зарплата тогда была чуть больше 300 рублей — мне выдали три банковские упаковки по 100 купюр и еще немного рублей россыпью.
Потом, когда выросли цены, но немного выросли и зарплаты, как-то раз нам выдавали зарплату — одну на шестерых, так как купюры бухгалтеру дали 5000-е. При том, что наши зарплаты тогда были чуть больше 800 рублей. Купюры бегали меняли в только что появившиеся возле метро коммерческие ларьки — те их меняли с огромным удовольствием. Им надо было закупать товар, а с тем, чем расплачивались покупатели — получались огромные сумки купюр, считать — не пересчитать.
Наконец закончился СССР, а с ним и госконторы. Не для всех. Если кто-то в семье работал там, где платили живые деньги, то второй взрослый член семьи мог себе позволить ходить на привычную работу, хотя там денег практически не платили или платили с опозданием в 6 месяцев, год, два года… и задолженность выдавали только тогда, когда инфляция стерла долг предприятия в порошок.
Впрочем, и тут бывали веселые возможности. Наш отдел, например, работал с телеграфными станциями. Их успели поставить несколько — в Прибалтике, в Риге, Вильнюсе и, кажется, где-то еще. Они работали, и их надо было сопровождать, клиенты за это платили щедро.
Но Интернета и удаленного доступа в 90-е годы не было. Чтобы работать с железом, надо было ехать туда. Вот как-то одного из системщиков туда и командировали. Тот поступил крайне умно. Взял командировочные и сказал, что не поедет, что ему не платят деньги уже полгода, а детей надо кормить. У него потребовали вернуть деньги — он предложил взаимозачет: мол, пусть его долг предприятию вычтут из долга предприятия перед ним.
Историю эту мне рассказали бывшие коллеги, я к тому времени уже год-два, как уволился, надо было кормить семью.
Устроился я в инофирму. Голодная страна, в которой улицы городов превратились в огромную барахолку, телефонизировалась, причем очень быстрыми темпами. На самом деле в стране было уже очень много богатых не только людей, но и фирм. И им нужны были телефоны, факсы, а потом и интернет. А координатки в этом помочь не могли.
Цифровой телефонии в СССР не было, старые декадно-шаговые и координатные АТС работали на износ и давно нуждались в замене. За деньгами газовщиков и нефтяников в РФ кинулись и Alcatel, и Italtel, и Siemens, и Huawey, и много кто еще. И все они старались застолбить за собой территорию РФ. Ведь если клиент купил пару-тройку АТС какой-то фирмы, то и дальше он будет покупать, скорее всего, АТС той же фирмы — узлы сети потом легче сопрягать, операторов АТС потом легче обучить, дав поработать с опытными операторами на реальной однотипной АТС. Да и привычка у начальства вырабатывается к работе со специалистами именно этой фирмы.
Иностранным фирмам резко понадобились российские специалисты. Ведь и договориться с клиентом легче инженеру по продажам, чем итальянскому/немецкому/бельгийскому менеджеру, иного клиента без знания особенностей русского, простите, матерного — просто не понять.
Да и рассчитать оборудование станции, посчитать, какие детали АТС необходимо поставить, потом принять их на месте, собрать, оттестировать и запустить — гораздо дешевле, когда это делают русские специалисты. У бельгийцев и итальянцев совсем другие требования к комфорту и почти на порядок большая зарплата.
Но и российских работников фирма не обижала, хоть и работали мы на износ, выдавая «в поля» еженедельно, а то и чаще, по рассчитанной, сгенерированной и оттестированной АТС. Мы все держались за свои места, потому что с зарплатой работникам фирма не мелочилась, в ее расходах доля наших зарплат была мала.
Наши зарплаты вначале были в долларах, а выдавали их раз в месяц, переведя наши доллары в рубли по курсу последнего дня предыдущего месяца. Надо сказать, в командировках народ зарабатывал в разы больше — командировочные были великолепны. Со всего полученного нами фирма честно платила налоги. К концу года у меня выходило от 35% до 45% подоходного налога. У начальства — еще больше. Так что переход к линейному подоходному в 13%, мы горячо приветствовали.
Выдавали эти деньги первое время так, как это было в СССР до Перестройки, хотя и один раз в месяц. Кассирша запиралась в комнате выдачи денег. Перед комнатой вырастала очередь сотрудников, у всех было хорошее настроение. В очереди приходилось стоять минимум час, а то и два. Отдача от работников в такой день падала.
Посему очень скоро, году этак в 1997, нам выдали пластиковые карты Инкомбанка, а в конце одного из коридоров фирмы появился его банкомат. Вначале сразу по прибытии денег на карты к банкомату была привычная очередь, но через месяц народ стал просто брать с карточки деньги по мере необходимости. Некоторые даже начали копить — на квартиру, на поездку в Европу в отпуске или на что-то еще.
Пришел 1998 год. Очень был примечательный, если кто не знает. Вскоре после обвала рубля прошло письмо от руководства нашей фирмы с предупреждением, что с карты надо снять все, что можно, что у банка большие проблемы.
Мы быстро и дисциплинированно сняли с карт все, что можно было снять через банкомат — и избежали проблем, связанных с его последующим банкротством. Однако руководство уже не могло отказаться от столь удобных пластиковых карт, и буквально через неделю-две, еще до следующей получки, всем выдали карты Сбербанка, а вместо банкомата Инкомбанка появился банкомат Сбербанка.
Ну, дальше рассказывать общеизвестные вещи уж, наверное, не стоит. В начале 2000-х пользоваться картой было сложно. В сетевых магазинах, в ОК, в «Ленте» при попытке заплатить картой требовали паспорт или что-то с фотографией. Потом сервис упростился, уже в 2010-х платить картой в магазинах стало проще, чем наличными.
В общем, по части выплаты зарплат у нас уже лет 10−15 — как в Европе. Зарплата идет на карту, картами мы расплачиваемся и в различных магазинах, больших и маленьких, и на АЗС, а в последнее время — даже в большинстве ларьков. Наличка потихоньку сдает позиции, уступая пластиковым картам и другим современным электронным методам оплаты.
Уйдет ли наличка из обращения совсем? Лично я в это не верю, но поживем — увидим.