Иннокентий Жуков. Кто придумал пионерию?

Реклама

Мало кто из современных детей ответит, кто такие пионеры, но буквально 30−40 лет назад о пионерах знали все дети страны. Более того, практически все дети были пионерами.

Боюсь показаться динозавром, но, как говорится, из песни слов не выкинешь… Я поступил в школу в 1950 году. Мой внук, услышав это, спросил: это при царе?

— Нет, Сашок, это после войны, — ответил я.

Война жутким катком прокатилась по моему городу и всей Воронежской области. Планируемая немцами победа на Воронежском направлении должна была стать точкой поворота армады немецких войск на юг, но они просчитались. Наши войска стояли насмерть, что дало возможность выстоять Сталинграду.

Бои в городе шли 212 дней, в течение которых Воронеж был разрушен на 95%. В сражении за город враг потерял 350 тысяч человек, а наши потери составили около 400 тысяч убитыми и ранеными.

Когда я читал лекции студентам по истории архитектуры и интерьера, то рассказывал о том, каким я, мальчишка, увидел город в конце 40-х и начале 50-х годов. Показывал фотографии тех времён. Город лежал в руинах. Груды красного кирпича! Руководство города совместно с архитекторами (во главе стоял академик архитектуры

Реклама
Лев Владимирович Руднев — автор здания МГУ на Ленинских горах) решало: восстанавливать город или строить его на новом месте?!

А в центре города в пышном особняке, построенном еще в XIX веке, размещалась главная «резиденция» воронежской детворы — Дворец пионеров. К нему прилегал Сад пионеров, в котором были созданы спортплощадки и оборудованные места для настольных игр, эстрада, аттракционы, читальня. В аллеях проходили балы-маскарады и концерты духовых оркестров. Казалось, здесь всегда будет звучать детский смех…

Фронт неумолимо приближался к Воронежской области, и первая бомбардировка, принесшая в город смерть, обрушилась на него 13 июня 1942-го. В тот субботний день в Саду проводился пионерский слет по случаю окончания учебного года. Внезапная бомбардировка фашистов превратила праздник в кровавый кошмар. Нет точных сведений и о количестве жертв той трагедии. На памятном знаке, установленном между домами № 32 и 34 по улице Театральной, значится: «…погибло более 300 детей».

Реклама

Школа в районе сельскохозяйственного института на окраине города, где я впоследствии учился, была разрушена войной. Поэтому дети учились в наспех отремонтированном общежитии сельскохозяйственного института. Детей послевоенного поколения было немного, но учебных площадей всё равно не хватало. В большой комнате младших классов повесили доску, над ней портрет

Реклама
И. В. Сталина, который приветствовал пионеров, отдающих салют со знаменем и цветами. Поставили скамейки и столы.

Сейчас звучит неправдоподобно, но, приветствуя входящую в класс Наталью Степановну Корчагину, мою первую учительницу, все вставали и хором произносили: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» После чего учительница давала команду садиться.

Реклама

На уроках пения пели: «Сталин и Мао слушают нас! Москва — Пекин поют народы!» И уж совсем не детское: «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина! Выпьем и снова нальем!» Учителю пения Николаю Ивановичу Остапенко влепили выговор за эту песню.

Конечно, много зависело от личности учителя и, может, в других школах это и не пели, было как-то иначе, но дури хватало везде и всегда. Моя бабушка рассказывала Ивану, что во времена коллективизации, когда моя мама училась в этой же школе, разучивали такие стишки:

Трактор сеет, трактор пашет,
Трактор песенки поет!

И дальше в таком же духе. Ребят это никак не волновало. Ни раньше, ни теперь.

Вспоминая этот период советского времени, впоследствии я не мог сказать, что так называемый культ личности как-то особо донимал нас, ребят. Мы всё это воспринимали как должное, обыденное и само собой разумеющееся.

Реклама

Надо сказать, что послевоенное хулиганистое племя частенько прогуливало занятия, устраивало драки, выкапывало оружие и боеприпасы из блиндажей и окопов, а пионерские галстуки мы прятали в карман, за что нас нещадно ругали. Прятали не по идеологическим соображениям, а потому, что постоянно шкодили, а нас стыдили в духе времени:

— Как не стыдно пионерам хулиганить!

Или:

— А еще пионер!

А может быть, присутствовал и какой-то скрытый протест против стадности пионерской организации, ее барабанов, горнов, собраний, нотаций.

Я, честно говоря, не помню, как меня принимали в пионеры. Помню только, что под руководством пионервожатого собирали металлолом и макулатуру. И уж никогда не думал, что всю оставшуюся жизнь свяжу с пионерией: женился я на пионервожатой школы, где учился!

Реклама

Недавно в статье Олега Фочкина от 30 октября 2020 г. «Кто такой пионер? И почему быть пионером было почетно» я прочитал, что названием пионерской организации мы обязаны Иннокентию Жукову. Он же был инициатором и одним из основателей пионерского движения в СССР. Я раньше ничего о нём не знал.

Так кто же он такой, Иннокентий Жуков? Это удивительный человек с удивительной судьбой.

Реклама

«145 лет исполнилось 17 октября 2020 года Иннокентию Жукову, одному из самых интересных и сегодня почти забытых подвижников детского движения, как до революции, так и после нее, скульптору и учителю. Кроме того его имя тесно связано созданием пионерской организации.

Иннокентий Николаевич Жуков, замечательный скульптор и педагог родился 5 октября (по старому стилю) 1875 года в Горном Зерентуе, в Забайкалье на золотом прииске. Был пятым из восьми детей в семье. Учился в читинской гимназии, затем в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. За участие в революционной деятельности был исключен, сослан в Псков, затем в Нерчинск». (Статья Олега Фочкина «Первый пионер страны», olegfochkin.mirtesen.ru.)

Реклама

С 1901 г. Жуков работает в Петербургском коммерческом училище Шрекника учителем географии и одновременно берёт уроки в академии художеств. Своё художественное образование он продолжает в Париже в студии скульптора Эмиля Бурделя, ученика Огюста Родена.

Во время учёбы с 1912 по 1914 гг. Жуков впервые знакомится с пионерингом Сетона-Томпсона. Это система воспитания мальчиков в походах по лесами горам. Вскоре во всем мире появляются подобные организации. Общие для девочек и мальчиков. Воспитательная система, которая связана с играми и бытом на природе, получила название Пионеринг. От названия «Пионеры» знаменитого романа Ф. Купера о жизни первых поселенцев в Северной Америке. Позже это назовут скаутским движением.

Реклама

Кстати, в русской армии военнослужащие инженерных частей назывались пионерами, а в США и Канаде пионер — это сапёр и мостостроитель, кроме того, он первый на новых землях, первопроходец.

По возвращении в Петербург в 1914 году Жуков снова начинает преподавать, а также продолжает заниматься скульптурами и активно включается в создание скаутских организаций в России.

Затем в 1922 г. Жуков участвует в работе с детьми при Центральном Комитете комсомола и Наркомпросе в Москве и стоит у истоков пионерского движения. Работая учителем географии, в 1922 г. Жуков участвует в создании первого пионерского отряда.

  • Иннокентий Жуков вводит название «пионеры» для участников новой детской организации, девиз «Будь готов!» и ответное «Всегда готов!», а также костёр на пионерском значке и пионерский галстук — треугольный лоскут алой материи.
    Реклама

23 марта 1923 г. И. Жуков становится членом Главквартиры юных пионеров (ЦБ ЮП), ему было присвоено звание «Старшего пионера Республики».

Иннокентий Николаевич принимает участие в проведении Первого Всесоюзного слёта пионеров в Москве (август 1929 г.).

В 1931 г. И. Н. Жуков уходит на пенсию. По ходатайству Пролетарского Р К ВКП (б), поддержанному Н. К. Крупской, ему была назначена персональная пенсия.

И. Н. Жуков — автор многочисленных произведений. Творческие достижения высоко ценили его современники: И. Е. Репин, О. Роден, М. Горький, Р. Роллан, А. В. Луначарский, Л. Н. Толстой, С. Т. Коненков, Н. К. Крупская.

Реклама