Проблема дефицита осталась в прошлом, и ее с успехом заменила проблема перепроизводства, свойственная обществу потребления. Сейчас перед покупателем нет проблемы, где достать хороший или редкий товар, но есть проблема, как среди всего огромного разнообразия товаров выбрать что-то необыкновенное и выдающееся, не похожее на других, то, что сразу переведет его счастливого обладателя в высший ранг или какую-то высшую касту. И проблема эта — на самом деле нерешаемая и выдуманная проблема потребительства.
В действительности, психология современного человека, которая так сильно изменилась за несколько последних десятилетий, уже не выдерживает огромного натиска рекламы и предложений (значительно превышающих спрос), которые льются на нас буквально изо всех щелей и изо всех средств массовой информации. И для того, чтобы научиться существовать в подобном
Хотя, если задуматься, так было не всегда. В советское время психология потребления была совсем другой. Людям приходилось тратить много времени и сил, чтобы найти вещь хотя бы сколько-нибудь приемлемую, и при общей массовости и уравниловке, для того чтобы выделиться, нередко приходилось делать какую-либо вещь самим. Или тратить большие деньги и рисковать чистотой своей репутации, приобретая дефицитный товар у перекупщиков. Подпольная покупка/продажа дефицитных товаров в СССР называлась фарцовкой, и ее предметами были в основном одежда, косметика, различные аксессуары, аудионосители и, конечно, книги.
Нужно понимать, что в Советском Союзе человек был лишен практически всех предметов даже первой необходимости, а уж о сегодняшнем разнообразии или какой-либо роскоши и говорить не приходилось. Дефицитом были автомобили, бытовая техника и электроника, интересные не издаваемые книги, хорошая одежда, продукты… Дефицитом была информация и впечатления.
Конечно, правительство пыталось как-то решать эту проблему на своем уровне, но не успешно. О необходимости понятия конъюнктуры рынка вспоминали только в связи с острым дефицитом или перепроизводством. И конечно, никакой обратной связи между потребителем и производством в Стране советов в реальности тоже не было.
Здесь уместно процитировать книгу
«Если на протяжении 30 лет со времени появления потребительского интереса к джинсовым изделиям советское производство так и не наладило выпуск подобной продукции, то настаивать на суверенитете потребителя неуместно».
Наступившая в конце 80-х перестройка во многом изменила сознание людей, дала всем нам новые права и свободы, сделала нас более демократичным. И нужно заметить, что при всей неоднозначности отношения людей к этому периоду времени, до 70−80% россиян разделяют и поддерживают основные демократические ценности, которые перестройка привнесла в нашу жизнь.
Но, тем не менее, в экономическом плане страна прошла через тяжелейший период голода, запустения и испытаний.
Перестройка ввергла страну в товарную продуктовую яму, а затем ее захлестнула волна ширпотреба высокого качества, меняющего сознание, мягко говоря, обалдевающих людей и подрастающего нового поколения с головокружительной скоростью и настойчивой агрессивностью.
Вместе с тем в этот период огромный скачок в своем развитии сделало искусство рекламы, но, как и любое другое явление, у нас оно имело свои особенности.
Во-первых, ее появление сопровождалось агрессией как в самой форме подачи материала, так и в его способах. Реклама появлялась практически повсюду — от телеграфных столбов и остановок общественного транспорта до стен и углов домов, не говоря уже обо всех способах ее использования в масс-медиа средствах.
В то же время рекламщики эпохи развала СССР и новой России проявляли выдумку и не гнушались использованием в своих роликах исторических анекдотов (вспомним рекламу банка «Империал»: «До первой звезды нельзя!..») или каких-то известных исторических персонажей.
Но не будем забывать сказанные гораздо позже слова К. Хопкинса о рекламировании, актуальные и в то время так же, как и в сегодняшнее, когда они были произнесены:
«Рекламы пишут не для того, чтобы кого-то заинтересовать, кому-то доставить удовольствие или кого-то развлечь. Их создают и не для того, чтобы угодить толпе. Рекламы пишут с очень серьезной целью — побудить людей потратить деньги».
Зародившийся на рубеже XX и XXI веков постмодернизм изменил подходы к созданию рекламы, потому что он коренным образом изменил и самого потребителя. Человек современного общества очень четко понимает и выделяет тот момент, когда ему хотят что-то продать, поэтому, чтобы достичь своей цели, реклама должна предложить ему какие-то иные дополнительные смыслы, помимо просто банального перечисления функций и достоинств рекламируемого предмета.
В общих чертах для современной рекламы характерны следующие отличия:
- создание искусственной реальности — ей свойственно скорее не отражение реального мира, а моделирование действительности;
- гиперреальность — в значительной степени этому способствует прогресс цифровых технологий;Реклама
- эклектичность образов;
- свободное обращение с традицией, снятие преклонения перед известными личностями, культурными образцами, классикой;
- фрагментарность вместо целостности;
- клиповость;
- принцип полисемии (многозначности) знака приобретает особое значение;
- знаковость, символичность.
Очевидно, что современные специалисты в области рекламы создают целый мир, целую параллельную вселенную, которая требует поистине гигантских времени и средств. Но для кого она в действительности создана, кто будет в ней жить, — по-прежнему остается вопросом…