Основа желе — белок коллаген. В Европе желе знают уже около 500 лет. Кто именно его изобрел — скрыто во тьме веков. Из исторических источников мы знаем, что и Наполеон обожал полакомиться желе вместе со своей Жозефиной. Желатин тогда делали из воздушных пузырей осетров. Он имел вид клея молочного цвета — и желе тогда были в основном рыбные.
История изобретения желе началась, когда в 1845 году американец изобрел сухой желатин. Это был инженер Питер Купер, он запатентовал технологию производства сухого порошка желатина из животных шкур, костей и соединительных тканей. Беда в том, что изобретатель не придумал, что из этого вещества можно делать. Ведь он полагал, что придумал новый продукт, который человек может потреблять — «если добавить в него горячую воду для растворения». А тогдашним потребителям вполне хватало тех продуктов, что у них были, никому не хотелось покупать что-то новое и непонятное.
Только через 50 лет, в 1895 году, дело сдвинулось с мертвой точки, когда американец Перл Б. Уэйт придумал делать фруктовый желатин, добавив в желатин фруктовые красители и ароматизаторы.
Мистер Перл Б. Уэйт был шарлатаном — он производил «патентованные лекарства» в городке Ле Рой в штате Нью-Йорк. Особенно хорошо у него шли сиропы от кашля, а посему — в ароматизаторах и красителях он знал толк, иначе его сиропы от кашля никто бы и не покупал.
Уже в это время пищевой желатин практически обрел свой теперешний вид, но… Покупатель на новый продукт опять не клюнул.
Мистер Уэйт продал свой патент мистеру Вудворту за 450 долларов (не забудем — речь шла о конце XIX века, цена доллара была совсем другой). Вудворт кинулся в бой! Продажи остались на нуле. Тогда Вудворт организовал хорошую визуальную рекламу продукта, в которой было много фотографий знаменитых тогда актрис с бокалами желейного десерта, оформление рекламы делали знаменитые художники — и в 1902 году он уже продавал желатина на $ 250.000 в год!
Товар назвали «Джелл-О»! И под этим названием желатин продается в Америке и по сию пору. «Джелл-О» рекламировали и по радио, и в шоу. Торговля шла все лучше и лучше.
Но настоящий, потрясающий успех пришел к желатину в 1950-е годы. Красителей и ароматизаторов было все больше и больше, виды фруктового желе появлялись все новые и новые. Да еще не забудем, что и заливная рыба или мясное желе — тоже могло быть организовано и вкусным, и красивым на вид!
В книге рецептов от Вудворта было больше 2200 рецептов. Тут вам и рыбное желе со взвешенной в толще студня рыбой, и заливное мясо, и желатиновые пироги. В 1968 году было продано 718.000.000 пакетиков «Джелл-О»!
Правда, с тех пор продажи уменьшились. В 1985 году их продали «всего» 305 млн. пакетов.
Но зато вишневое желе вошло в число традиционных американских блюд на Рождество и на День Благодарения. А это — гарантированный многомиллионный рынок. «Джелл-О» вошло в круг блюд традиционной американской еды, значит, миллионы и миллионы упаковок «Джелл-О», производимых ежемесячно, имеют спрос на рынке США.
Как изготовляется пищевой желатин? Технология с XIX века, полагаю, изменилась очень сильно, но делают желатин по-прежнему из костей, сухожилий, обрезков шкур животных и пр. Все это обезжиривается, кости дробятся, затем их деминерализуют с помощью кислоты, а затем происходит вываривание
Процесс производства длится около 60 суток. По окончании процесса из кучи костей и различных обрезков шкур и прочих отходов колбасных и прочих производств получают чистый порошок желатина.
А уж далее его можно применять: хоть делая фруктовые желе, хоть изготавливая заливную рыбу, висящую в толще застывшего желе, хоть заливное мясо — и красиво, и вкусно.
Для изготовления желе также используется агар-агар. Его производят из красных океанских водорослей. Агар-агар, в отличие от желатина — чисто вегетарианский продукт. Желе из него получается намного более прочное. Его часто используют для производства мармелада — очень рекомендую многоцветный мармелад.
История употребления желатина была бы неполной без упоминания о том, что продукту в 1992 году была присвоена Шнобелевская Премия (Ignobel). Причем премия в области химии!
В 1992 году американская фирма-изготовитель продукта «Джелл-О», пищевого желатина и продуктов из него — «Крафт Дженерал Фудс» — захотела потрясти потребителя и придумать новый продукт, который станет причиной суматохи на рынке. Ну, а где суматоха, там и рост продаж.
Они сделали желе голубого цвета. С таким расчетом, что это вызовет отвращение у взрослых, что, может быть, будет притягательным для детей — хотели увеличить продажи товара за счет этого скандала.
У них все получилось: продажи скандально голубого желе резко увеличили оборот фирмы. А заодно труды разработчиков фирмы были оценены Шнобелевским комитетом, который присудил шнобелевку Иветт Басса — технологу фирмы, создавшему этот ужас под названием «голубая ягода».
Фирма великолепно раскрутила эту новую рекламную возможность. Прибыв на вручение премии, Иветт Басса сказала краткую речь, в которой она крайне скромно связала свою работу с трудами трех химиков, лауреатов Нобелевской премии — Эмилем Фишером (Нобель по химии 1902), Ричардом Жигмонды (Нобель по химии 1925) и Лайнусом Полингом (Нобель по химии 1954). После произнесения речи лауреатша и ее команда произвели раздачу скандально прославленного голубого желе.
Как говорится, все на продажу! Все во имя продажи продукта!
Реклама нового продукта иногда бывает чуть ли не важнее самого изобретения.