Статистики вам для затравки рассказа: 15% населения США живут в черте или за чертой бедности. Федеральная черта бедности на 2012 год — это 19 тысяч долларов на семью из трех человек в год или 1591 доллар в месяц. Это одна цифирь, государственная. А есть цифирь социальная, при которой семья с доходом ниже 24 тысяч в год на троих уже имеет право на продуктовые дотации, льготы и халявы разного рода. Эта цифирь отражает уровень
Недостаточность продуктовой корзины и бедность суть понятия совершенно разные. То есть бедность как бедность связана с отсутствием работы, а полупустая корзинка просто не отвечает требованиям Министерства здравоохранения к перечню и ассортименту продуктов питания, которые просто обязан иметь на столе человек для полноценного питания.
В Конституции США прямо указано на право гражданина страны на его кусок счастья. Оно забито в Конституции, и ты, конечно, можешь быть несчастным (свободная страна!), если тебе это нравится, но право на счастье — это твое законное право. Сытость есть неотъемлемый компонент человеческого счастья. Посидите голодом, тогда поспорим.
То, что еды в стране в изобилии, еще не значит, что она распределяется равномерно по количеству и качеству среди ее граждан. Для обеспечения доступа к количеству и качеству еды и созданы в США Продуктовые банки. Всего их на сегодня 200.
Эти банки существуют во всех штатах и раздают они этой самой еды ТРИ ТРИЛЛИОНА фунтов в год! Бывают они двух видов: продуктовые раздаточные пункты (пэнтри) и общественные кухни. (Третьим источником являются так называемые фудстемпы, четвертым — бесплатное школьное питание, пятым — детское питание, шестым — продуктовое довольствие беременных и кормящих, седьмым — питание в шелтерах для бездомных). По способу обеспечения едой халява бывает стационарной или мобильной (передвижной).
Я сегодня хочу остановиться только на пэнтри — из всеобщего количества раздаваемой еды они обеспечивают 74% продуктового бесплатного изобилия.
Как это организовано: все 200 банков создают в графствах штатов свои точки раздачи. Никакой наемной рабочей силы, кроме управленческого аппарата по кустовому принципу (один менеджер и один психолог на куст). Все остальное обеспечивается добровольческой армией сознательных граждан. Хочешь — грузи-таскай, хочешь — вари суп или жарь людям индейку, хочешь — стой на раздаче продуктов, хочешь — сиди на телефоне или просто делай, черт тебя возьми, что-нибудь там, куда пошлют.
Кто пополняет банки: благотворители в лице предприятий пищевой промышленности, фермеры, магазины, просто юридические или частные лица. Дают деньгами, продуктами, вещами — короче, все берем! И все раздаем!
Как это в реальности работает: сама знаю, сама видела и сама делала… Рассказываю.
В Чикаго этих пэнтри превеликое множество, все они имеют свои веб-странички, и вы можете выбрать ближайшую к дому точку. Моя ближайшая — Лейк-Вью Пэнтри, что на Бродвее, угол Шеридана, в приличном районе с хорошим общественным транспортом. Одно неудобство — парковки для клиентов нет, но можно поставить машину на платной стоянке. Доллар не жалко, когда получаешь продуктов долларов на двести.
Поставили машину и идем в закрома. Обычный жилой дом с коммерческим магазинным первым этажом. Обычный магазин, но с тремя рядами кресел, как в церкви. Впереди прилавок, за ним полки с продуктами. Дальше идет вещевая комната с рядами вешалок и полками с различными вещами, расположенными по ассортименту: обувь, электроника, вещи носильные, игрушки, бытовая и хозяйственная техника, негабаритные предметы быта, картины, ну и всякая мелочь вроде очков, мобильников, косметики. Далее идут складские помещения с запасами продуктов, холодильные камеры, служебные подсобки, туалеты. Позади всего этого — приемочный пандус. Все. Не Версаль, но чисто, кондиционировано и вполне прилично.
Идем обратно в зал и пройдем всю процедуру получения продуктов и прочих радостей. В зале магазина живые цветы. Звучит приятная классическая музыка. Электронное табло высвечивает время и очередной номерок обслуживания. Питье, фрукты — угощайтесь. Работает пэнтри 3 дня в неделю с 12 дня до 4 пополудни.
Народ заходит с сумками, чемоданами, колясками и прочей тарой. Все это сдается волонтеру в обмен на номерок (обычные игральные карты с дырочкой: одну карту на торбу, другую такую же — тебе в руки), чтобы не захламлять помещение. Рассаживаются чинно. Ровно в 12 часов грег-менеджер выходит к почтенной публике и толкает краткий спич о том, как, когда и что можно получать. Вникаем: раз в месяц можно получить все, что есть в наличии в пэнтри, а еженедельно можно получать только фрукты-овощи-зелень-цветы и хлебобулочное нехочу (с прилавка номер 2). Он говорит всем, чтобы были готовы вытащить из шапки свой номерок, и извиняется за то, что придется немножко посидеть в очереди. Зато скучающие могут прямо в зале есть яблоки, бананы и калачи, пить соки и брать все, что выставлено в зале для перекуса. Затем он раздает новым клиентам короткую анкетку для заполнения и… сразу же за ним берет слово социальный работник.
Это — особая песня. Не нужны ли кому-то экстренные деньги (если у него экстренные обстоятельства). Воспользовались ли они полагающимися им льготами в виде бесплатного мобильника с бесплатными 4 часами связи, получили ли они льготный проезд, не нужен ли им бесплатный юрист, психолог, нарколог, бухолог, сексолог, нужна ли им помощь в никотинозависимости. Далее социальный работник раздает свои анкетки и люди могут попасть к ней после отоваривания продуктами. Кроме того, она предлагает вечерние курсы кулинарии с демонстрацией того, как из получаемых продуктов что сготовить, а также чтение и обсуждение последних книжных новинок, клубные встречи по интересам, встречи с олдерменом, местной управой и всякое такое прочее социальное.
Ну, а теперь отовариваться во второй банке…