Важнейший компонент этого напитка — экстракт горькой полыни, в эфирных маслах которой содержится большое количество туйона. Именно туйон — главный элемент, благодаря которому абсент славится своим эффектом.
Особенно популярен этот напиток был во Франции в середине XIX века, но в 1912 году изготовление абсента запретили, признав его вредным для нервной системы человека. Теперь этот ликёр разрешено готовить только опытным барменам, поскольку при его приготовлении необходимо строго соблюдать дозировку «галлюциногенного» туйона. Абсент может быть прозрачным, жёлтым, коричневым и даже красным, но чаще имеет изумрудно-зелёный цвет.
Этот традиционный зелёный цвет обусловлен содержанием в нём хлорофилла, который выцветает под воздействием света. Поэтому абсент всегда разливали в бутылки из темно-зеленого стекла.
Американский лавр или сассафрас столетиями использовался жителями Северной Америки в качестве чайного настоя и обезболивающего. А креолы добавляли его в супы и тушеные блюда. Растение содержит вещество сафрол, которое было признано в 1960-х годах канцерогеном и запрещено к использованию в пищу.
А в 1989 году в США было запрещено национальное шотландское блюдо хаггис, представляющее собой бараний рубец, начиненный потрохами и специями, — поскольку больные коровьим бешенством животные, чьи внутренности использовались в пищу, могли заразить человека энцефалопатией.
Но на родине деликатеса — в шотландских супермаркетах — он по-прежнему продается, так как там не соглашаются с необходимостью подобного запрета.
А слышал ли кто-нибудь о таком из ряда вон оригинальном и «ароматном» изыске, как национальное шведское блюдо сюрстрёмминг? Оно, хоть и не представляет собой угрозы для жизни и не относится к запрещённым деликатесам, но требует не меньшей отваги при употреблении.
Сюрстремминг — это тухлая сельдь, которую специально «сквашивают» в течение длительного времени. Происхождение этого блюда уходит своими корнями в события шведско-германской войны XVI в, когда в Швецию перестали ввозить соль, и иного способа хранения рыбы, кроме сквашивания, придумано не было.
Дегустация сюрстрёмминга — это настоящая проверка на прочность, вызывающая, как говорят, целую бурю ни с чем не сравнимых эмоций.
В нём нет изыска французских сыров с плесенью: он мгновенно отбивает аппетит своим резким запахом. Тем не менее он является обязательным (!) угощением на банкетах и светских раутах. Многие из тех, кто отважился попробовать сюрстрёмминг, зареклись когда-либо повторить этот подвиг. Но некоторые гурманы утверждают, что, если пересилить себя и не обращать внимания на запах, можно распробовать нежный, кисловатый вкус сельди.
Открывать банку с сим кулинарным шедевром нужно или на улице, или в емкости с водой, т.к. процесс окисления продолжается и после закрутки. Перевозить же эти консервы в самолете категорически запрещается: от перепадов давления банка может взорваться, и тогда… сами понимаете, каково будет всему живому на борту.
И потому попробовать его возможно только на его родине — в Швеции, отказавшись от мысли привезти к домашнему столу баночку с эксклюзивным шведским деликатесом.
Да, то, что касается запрета на подобные яства из-за вредных последствий для самих дегустирующих — это понятно, но есть ещё и такие, запрещённые с недавнего времени, кушанья, которые сопряжены с мучениями для животных, предназначенных в пищу.
Так, например, В 2006 году сеть супермаркетов Whole Foods отказалась от продажи лобстеров под напором протестов со стороны общественной организации PETA и других борцов за гуманное обращение с животными. Правозащитников тревожили условия транспортировки этих ракообразных, которые, по их мнению, приносили омарам массу мучений. В итальянской провинции Реджо-ди-Калабрия так же запрещено вываривание лобстеров в живом виде.
А кто не слышал о таком деликатесе, как фуа-гра, который именно в последнее время завертелся у всех нас на слуху? Оказывается, он производится из гигантской печени перекормленного гуся или утки, которых кормят насильно, буквально впихивая им корм с помощью специальной трубки, вставленной в клюв. В день гуси вынуждены съедать около двух килограммов пищи, из-за чего печень птиц увеличивается и достигает 1,5 килограммов.
В Чикаго вопрос о запрете на такой «беспредел», получил пока отсрочку до 2012 года, но возможно, по истечении этого срока, гурманы, обожающие фуа-гра, уже не смогут легально полакомиться такой вкуснятиной.
Да, вот уж поистине «…есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!».
Но, я думаю, на опасных и ядовитых деликатесах свет клином не сошёлся, и в мире существует такое множество разнообразных, по-настоящему вкусных и изысканных (совсем даже не ядовитых) блюд, что вы, дорогие наши читатели, уж наверняка найдёте, чем потешить себя в заморских краях!
Чего вам от души и желаю!