Центральный пассаж из этого завета гласил:
Мы особенно хотим, чтобы впредь в герцогстве баварском при изготовлении пива как в сёлах, так в городах и на рынках никакие другие продукты не использовались кроме ячменя, хмеля и воды. Судебная власть должна без всякого снисхождения всякий раз изымать бочонок пива с другими добавками у того, кто сознательно преступает и не выполняет наше распоряжение.
В то время в Баварии заседал Ландстаг под руководством герцога Вильгельма Четвёртого, который одобрил новые правила производства пива и среди прочего добавил к завету о чистоте, что, говоря о ячмене, имеется в виду ячменный солод.
Ратуя за ячмень, баварский государь беспокоился, однако, не о качестве ячменного напитка, а о том, чтобы сохранить более ценные злаки — пшеницу и рожь — для производства хлеба. Сорт высококачественного ячменя для пивоварения с высокими качествами для соложения и ферментации, благодаря низкому содержанию белка, был выведен значительно позже.
С тех пор заповедь чистоты была незначительно изменена: выращенные пивные дрожжи, которые еще не знали во времена герцога Вильгельма, позднее были включены в завет чистоты в качестве четвертой составной части. До того как в пивоварении научились использовать хмель, в качестве пряностей и ароматов применяли всевозможные растительные добавки. Некоторые из них были явно токсичные и вызывали галлюцинации — например, полынь и особенно белена.
В ХХ веке заповедь чистоты приобрела особую актуальность из-за пивной конкуренции в Европе. В протоколе заседания баварского Ландстага от 4 марта 1918 года предписанию с обозначением «завет чистоты» сознательно была придана ещё одна задача: работа во все более зависимой от рекламы отрасли.
В 1950-х годах вырос импорт «сладкого» пива в Баварию. Это противоречило завету чистоты и привело к многочисленным судебным спорам. Ссылаясь на баварскую заповедь чистоты, Баварский пивоваренный союз в сотрудничестве с баварским правительством достиг того, что пиво с повышенным содержанием сахара больше не может быть импортировано в Баварию под названием «пиво».
Немецкий союз пивоваров совместно с представителями немецкого правительства выступил против разрешения на импорт пива из других государств-членов Европейского экономического сообщества, ссылаясь на «немецкую заповедь чистоты». В 1980-х годах заповедь получила широкую рекламную и медиальную поддержку и заклеймила иностранное пиво как «химическое пиво».
Независимо от того, светлое или тёмное, лёгкое или крепкое, каждое пиво, сваренное в Федеративной Республике, неизменно подчиняется завету чистоты. Химические добавки запрещены!
Благодаря завету чистоты пиво в Германии — это прежде всего зерно, «ячменный сок» — ценный продукт питания. Кружка пива — неизменный атрибут вечернего стола — Abendbrot. Немецкий пивоваренный союз с гордостью провозглашает:
Завет чистоты 1516 года является старейшим и до сих пор действующим пищевым законодательством в мире.