Типы пациентов: какие бывают и как найти подход к каждому?

Реклама
«Врач — не что иное, как утешение для души».
© Петроний

Здоровье — самое большое богатство в жизни человека, его нельзя заработать или купить. И когда наступает болезнь, заниматься выздоровлением должны квалифицированные специалисты, чье умение — это не только правильно поставить диагноз и назначить лечение, но и подобрать персонализированный подход к каждому пациенту, чтобы терапия дала положительный результат и прошла эффективней.

Еще Гиппократ выделил 4 основных вида темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик), которые, несмотря на индивидуальность каждого человека, означают обобщенную модель поведения.

Так и в случае болезни — все ведут себя по-разному. Меняется не только физическое, но и психическое состояние: кто адекватно воспринимает, кто паникует, отрицает или уходит в переживания. Абсолютно разное отношение и к назначенному лечению.

Какие же бывают типы пациентов?

Разделение на психотипы используется в нашей стране с 1980 года. Классификация основана на трех факторах: особенность заболевания, тип личности и отношение к данному заболеванию.

Реклама

Всего выделено 12 психотипов, которые охватывают весь диапазон возможных реакций на заболевание. Эти психотипы, в свою очередь, делятся на 3 блока, первый из которых выделяет людей, воспринимающих свой диагноз спокойно и не акцентирующихся на внутренних переживаниях.

Это гармонический, эргопатический и анозогностический типы. Такие пациенты адекватно реагируют на диагноз, активно участвуют в лечении, стараются соблюдать все предписания, настроены победить болезнь. В отличие от гармонического типа, когда пациент настроен пройти лечение до конца, эргопатический и анозогностический типы имеют обыкновение бросать лечение при наступлении улучшения, поэтому им часто требуется больший контроль и привлечение помощи родственников.

Реклама

Во втором и третьем блоке включены психотипы, которые так или иначе, но достаточно сильно, реагируют на свою болезнь.

Интрапсихическая направленность:

  • повышенная тревожность, когда нужно успокаивать и подбадривать;
  • постоянное ощущение плохого самочувствия (ипохондрический тип) — здесь требуется терпение;
  • раздражительность, когда лечащему врачу лучше согласиться с пациентом, чтобы затем дать необходимые рекомендации;
  • апатия, отсутствии желания лечиться — нужен контроль лечения и поддержка семьи.

Интерпсихическая направленность:

  • сенситивный тип пациента, ранимый и озабоченный мнением окружающих, нуждается в одобрении и активном вовлечении в лечение;
  • эгоцентрический тип, напротив, выставляет болезнь напоказ для повышенного внимания — здесь требуется официальность и твердость;
    Реклама
  • паранойяльный — не верящий в лекарства и считающий, что его сглазили или навели порчу;
  • дисфорический тип — с проявлением ненависти и озлобленности на здоровых людей; при лечении нужен особый подход, основанный на строгом выполнении профессионального долга и терпимости.

Более подробную информацию по психотипам и способам поведения с пациентами вы можете узнать в статье https://medicina360.ru/article/raznye-tipy-paczientov-kak-vesti-sebya-s-kazhdym-iz-nix

И следует не забывать, что от правильно подобранного подхода к пациенту зависит не только успешное лечение, но и эмоциональное состояние самого врача, поэтому желательно выявлять психотип уже на начальных стадиях взаимодействия.

Реклама