Хитрости управляющих компаний. Правильно ли начисляют потребителям плату за ОДН?

Реклама
Профессионал

В соответствии с действующим законодательством, управляющие компании не вправе начислять собственникам квартир объемы электроэнергии, потребленные на общедомовые нужды (далее ОДН), свыше действующих нормативов. Объем электроэнергии, ограниченный нормативами, как правило, в разы меньше фактически потребленного объема. А весь объем электроэнергии, потребленный свыше норматива, относится на убытки управляющей компании.

Законодатель предусмотрел такую меру ответственности управляющих компаний с тем, чтобы стимулировать их к проведению мероприятий по энергосбережению. Однако компании не желают проводить работу по энергосбережению, но и убытки для них неприемлемы. И вот увидела свет «гениальная» схема, позволяющая управляющим компаниям снять с себя ответственность за перерасход электроэнергии, потребленной на ОДН. Они массово начали заключать агентские договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно условиям таких договоров, управляющие компании передают ресурсоснабжающим организациям часть своих полномочий, таких как учет и распределение между собственниками объемов электроэнергии, потребленной на ОДН, а также начисление платы. В результате чего

Реклама
коммунальные платежи за данную услугу многократно возросли, что повлекло существенное ухудшение материального положения граждан. И если по нормативу сумма счета составляла в месяц 30—50 рублей, она возросла до 600—800 руб.

Реклама

Однако проведенный правовой анализ показал, что заключение подобных договоров неправомерно:

Согласно п. 9. ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 23. части 2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг.

Согласно ч.12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.

В соответствии с подпунктом «а», пункта 9, Постановления Правительства Р Ф

Реклама
от 06.05.2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений»

Управляющая организация — исполнитель всех коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 7.1, ст. 155, ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организации, приняв соответствующее решение на общем собрании.

В этом случае внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией

Реклама
(ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

При этом принятие общим собранием собственников решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что собственники начнут получать платежные документы на оплату от ресурсоснабжающей организации.

Реклама

Законом не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации в рассматриваемом случае представлять собственникам платежные документы. В этом случае собственники производят платежи за коммунальные услуги непосредственно на счета ресурсоснабжающих организаций без оформления с ними договорных отношений.

В то же время, поскольку ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ прямо указывает, что ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей организации, она продолжает оставаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам. Меняется только способ расчетов.

Согласно п. 64 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Р Ф

Реклама
от 6 мая 2011 г. № 354 Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.

При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Реклама

В соответствии с пунктом 67 Правил,

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при наличии у потребителей договора на управление многоквартирным домом с управляющей организацией (статья 162 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 548 ГК РФ предусмотренные статьями 539 — 547 ГК РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Реклама

В соответствии с пунктом 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 ГК применяются, если законом или иным правовым актом не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.

Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен

Реклама
приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 ГК к иным правовым актам относится и Постановление Правительства Р Ф от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Статья 539 ГК РФ, посвященная договору энергоснабжения, подразумевает, что абонент (собственник или наниматель жилого помещения) должен быть подключен к сетям энергоснабжающей организации. То есть внутридомовые сети должны находиться в собственности или принадлежать ей на основании иных вещных прав.

Реклама

В то же время жилой многоквартирный дом является единым объектом недвижимости, все инженерное оборудование которого, как правило, — элементы общей долевой собственности. Из этого следует, что в абсолютном большинстве случаев внутридомовые сети не могут являться «сетями энергоснабжающей организации», и заключение договора с каждым отдельным жильцом многоквартирного дома неправомерно.

Законодатель, предусматривая в § 6 главы 30 ГК РФ возможность заключения прямых договоров энергоснабжения с гражданами, имел в виду потребителей, проживающих в индивидуальных, а не многоквартирных жилых домах.

Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом.

Реклама