Как отличить общественную организацию от таковой в кавычках? Карманные организации

Реклама

В последнее время наметилась тенденция приклеивать ярлык «пятая колонна» к любой общественной организации, подразумевая при этом, что означенная организация является вредительской и «финансируется США и Антантой» (высказывание одного полицейского полковника, сделанное им в 2013 году).

Дискредитацией общественников, как правило, занимаются нечистые на руку чиновники и коррумпированные работники правоохранительных органов, деятельность которых разоблачают те же общественники, а некоторые наивные граждане верят этим голословным утверждениям. Как же отличить общественную организацию, возникшую «снизу», по инициативе самих граждан, от организации, подконтрольной иностранному государству, местному олигарху или чиновнику?

Относительно организаций, создаваемых олигархами и чиновниками, скажу следующее. Создают их по той причине, что, согласно закону, вести предвыборную агитацию можно только в период официально объявленной избирательной кампании. Исключение составляют общественные организации, которые вправе этим заниматься 365 дней в году. Карманные общественные организации создаются каждой районной администрацией, которая, в свою очередь, является подразделением мэрии, и каждой администрацией субъекта федерации, например, при обладминистрации, если вашим субъектом является область.

Реклама

Ещё одна функция карманных общественных организаций — являться на всевозможные заседания для того, чтобы «от имени общественности» выразить одобрение какому-то коррупционному проекту. Чаще всего они служат для прикрытия незаконных сделок с землёй и лесными насаждениями. К сожалению, в такой же роли в большинстве случаев выступают директора школ, находящихся на территории данного района, и благотворительные организации, объединяющие инвалидов, — ради материальной помощи от районной администрации.

Перечень карманных организаций вы можете посмотреть на сайте вашей районной администрации, города, субъекта федерации или федерального округа — под названием типа «Гражданское общество такого-то федерального округа». Здесь следует напомнить, что

Реклама
гражданское общество — это общественные организации, которые не создаются, не финансируются и не контролируются органами власти, так что данное понятие к ним точно не относится.

Есть ещё один вид «общественных организаций» в кавычках. Это организации-однодневки, создаваемые юристами, использующими всякого рода скандалы вокруг событий политического характера ради собственной рекламы. То такой человек поддерживает политические силы, ратующие за легализацию проституции, то объявляет себя православным активистом и подаёт в суд от имени оскорблённых верующих, не удосужившихся навести справки о прошлом таких «активистов». У этого ловкача непременно есть сайт, особенностью которого является то, что после окончания очередной кампании, материалы на сайте полностью заменяются.

Реклама

Тем не менее восстановить историю деятельности такой организации можно, воспользовавшись сервисом «Машина времени» (WayBack Machine) или иными подобными сервисами, восстанавливающими историю сайта даже в том случае, если он был удалён. Например, вы вводите название сайта, слово «проституция» и год, когда эта тема кормила наших «правозащитников», и сервис выдаст вам искомые материалы.

Стажировка общественного деятеля за границей далеко не всегда свидетельствует о том, что перед вами «вредитель». Зачастую бесплатной учёбой на каких-то курсах пользуются честные люди, которые просто хотят изучить технологии и опыт общественной борьбы, ведь согласимся, что у западных профсоюзов и общественных организаций есть чему поучиться. Но вот что касается вышеописанной разновидности «общественников» с сайтом-хамелеоном, в их биографии такой штрих, как учёба на Западе, непременно имеется.

Реклама

Организации, преследующие явно деструктивные цели и финансируемые при этом из-за рубежа, выделяются следующими особенностями:

1. Агитация абстрактного характера. В отличие от самопально сформировавшихся общественных организаций, все обвинения таких групп неконкретны. Лозунги на плакатах загадочны и полны намёков. Они преследуют цель внушить читателю убеждение в нехорошести того или иного политика (как правило, руководителя государства). «Такой-то лучше, чем Муссолини», «Спасибо такому-то за счастливое детство наших детей», «Такой-то — гений экономики», — многозначительно провозглашает подобный плакат. Если вы спросите, о чём идёт речь, вам лишь многозначительно улыбнутся в ответ и зададут встречный вопрос: «А разве вы сами не видите, что происходит?»

Реклама

Содержание плакатов и статей настоящих общественников загадочным не бывает никогда, поскольку их цель — не внести смуту ради неё самой, а добиться конструктивных решений. Их публичные мероприятия никогда не именуются абстрактно вроде «Шествие против лжецов». В самом названии цель выражается предельно ясно, например: «Протест против строительства целлюлозного комбината на Байкале» или «Отменить Лесной кодекс, принятый в 2007 году!».

2. Статьи, плакаты и телевыступления таких деятелей не содержат конкретных предложений, как следует поступить, в то время как материалы настоящих общественников, во-первых, предельно ясны по содержанию, во-вторых, всегда содержат не только критику, но и подробный план действий. Например, схему переноса строительства, вызвавшего общественный протест, экономический расчёт такого переноса и проект поправки к местному или федеральному закону, чтобы не допустить повторения проблемы в дальнейшем.

Реклама

3. Цель настоящих общественников — добиться решения проблемы, поэтому они то и дело устраивают встречи с чиновниками, пытаясь убедить в своей точке зрения, а также пишут во все доступные органы власти, связываются с депутатами как местных парламентов, так и Госдумы. Устраивают общие собрания даже представители разных партий. А вот «абстрактные оппозиционеры» переговорами не занимаются, ведь их цель — не придти к компромиссу, а обострить ситуацию.

4. Пожалуй, наиболее характерная черта «абстрактных оппозиционеров» заключается в том, что весь их пафос направлен против конкретного политика. Им надо устранить с политической арены того или иного человека, который делает то, что им не нравится.

Реклама
Общественники же всегда борются с системными явлениями: местными или федеральными законами, наносящими вред обществу, распоряжениями мэрии, циркулярами министерств и ведомств.

5. Типичный признак прозападной «правозащитной» организации — это действия в духе попа Гапона, когда организуется акция, в ходе которой участники делают что-то такое, что непременно должно спровоцировать полицию на жёсткие меры. Например, появляется некая символика, внешне похожая на признанную судом экстремистской, и полиция, не разбираясь в тонких различиях, понятных лишь искушённому юристу, пытается изъять ее, что закономерно сопровождается дракой. Все это «бесчинство полиции» снимается с разных ракурсов заранее заготовленными фотоаппаратами, чтобы впоследствии послать в качестве отчёта о «проделанной работе».

Реклама

На мероприятиях настоящих общественников столкновения с полицией тоже случаются — как правило, в одном-единственном случае: когда граждане перегораживают путь технике, едущей сносить какой-нибудь парк, а полиция помогает вырубщикам. Однако скандалов «на ровном месте» — из-за содержания или оформления плакатов — не бывает.

6. Акции формального характера, которые продолжаются от силы два часа являются приметой как организации, отрабатывающей гранты, так и организации-однодневки, созданной местными властями или бизнес-группами. Их дело — провести мероприятие для галочки, сфотографироваться и отчитаться, в то время как настоящие общественники себя не жалеют и стоят, сменяясь, пикетом, по нескольку дней до самого вечера. У них другая цель: оповестить максимальное количество горожан о проблеме, собрать координаты желающих помогать, получить как можно больше подписей под обращением, которое будет послано в соответствующие инстанции, и добиться внимания федеральных властей.

Продолжение следует…

Реклама