Общественные советы. Они организованы сверху, и это правильно. В каждом районе есть первичные организации, в которые легко войти. А дальше все зависит от активности рядовых членов совета и от… не знаю, как назвать умение затыкать рты и тот особый склад характера, который позволяет глупому властному типу их затыкать.
К счастью, не все советы одинаковы, и к своему району никого не привязывают. Можно найти советы без возглавивших их приспособленцев. Искать трудно. Но результатом станет возможность по разу в месяц или как минимум в полгода общаться с представителями власти не в роли просителей, а в качестве полноправных собеседников. Приходилось видеть, как это происходит. И как сердятся чиновники. Пусть сердятся! Главное, что слышат, обязаны слышать.
Со стороны чиновников видны попытки переложить на общественные советы свои заботы. Например, ссылаясь на существование «сарафанного радио», они перестают оповещать людей о том, что делается в их интересах, а когда возникают вопросы насчет сокрытия информации, сваливают вину на представителей общественности, которые не удосужились обзвонить всех подопечных. Стоит помнить, что общественный совет занимается мониторингом исполнения решений власти и обсуждением с экспертами специальных вопросов, а вовсе не обзвоном жителей с сообщением о бесплатных раздачах каких-либо пустяков.
Далее есть некоммерческие организации. Они разные. Они настолько разные, что в части НКО видят вражеские спецслужбы. «По плодам их узнаете их». Нормальные НКО зачастую бездействуют. Но существуют. И резко оживают, когда в их ряды вливаются новые активные члены.
Любопытная форма влияния на происходящее в государстве — это конкурсы разработчиков проектов. Участвуют в них, как правило, специалисты, и побеждают чаще специалисты, узнавшие о конкурсах из первых рук. Конкурсы бывают такие, что трудно прийти в себя от изумления. К примеру, «Конкурс на лучший проект комплексного благоустройства ООПТ Москвы».
ООПТ — это особо охраняемые природные территории. Какое может быть комплексное благоустройство ООПТ?! Хоть где-нибудь природе стало лучше от «благоустройства»? На моих глазах благоустроили берега Яузы. Сил и средств вложили немерено. А результат? Мертвечина… Лучше бы не трогали. Спасибо за дополнительные мостики. Но все остальное — чуть ли не вредительство. И если так же благоустроят ООПТ, то мы лишимся всего, что сохранили наши более разумные предки.
На особо охраняемую территорию можно допускать единичных специалистов, обладающих не только знанием, но и мудростью. Крайне осторожными точечными действиями они могут что-либо подрегулировать, но не более того. Комплексное благоустройство — это превращение ООПТ в проходной двор и уничтожение самого понятия об особо охраняемых территориях. Наверняка это затевают те, кому только бы бюджетом распорядиться, а дальше хоть трава не расти.
Мы наблюдаем, как размываются старые добрые законы. Они медленно и верно приспосабливаются к убогой идеологии либерально-рыночной экономики. Замена или потеря пары слов в законе может в корне изменить всю жизнь. Среди нас, рядовых граждан, есть люди, которые отлично улавливают подмены понятий и протачивание хитрых лазеек. Таким людям стоит воспользоваться возможностью, предоставленной Министерством юстиции. Приглашены независимые эксперты. Ими могут быть юридические лица и отдельные специалисты. Предложено рассматривать нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов, отыскивая, к примеру, лингвистические особенности текстов, которые могут обернутся порочной практикой.
Так, в семейном законодательстве «традиционные семейные ценности» незаметно превратились просто в «семейные ценности». Вроде бы ничего страшного, но у граждан с флагами цвета радуги тоже есть свои семейные ценности, в одном шаге от которых исчезновение папы с мамой и появление родителя номер один и родителя номер два.
Нам, рядовым гражданам, видны лишь последствия принятых законов. Сотни и тысячи судебных процессов возникают из-за какого-либо хитрого словечка в законе. Обнаружив несообразность в обыденной жизни, надо отыскать причину и ее устранить.
Мы привыкли к тому, что это невозможно, и не заметили, что теперь — возможно. Минюст приглашает экспертов. А правозащитные организации приглашают людей в рабочие группы экспертов.
И если вы разбираетесь только в каком-то узком вопросе и не в силах стать самостоятельным экспертом, то войдите в большую рабочую группу и занимайтесь только своим узким вопросом, понемногу при желании увеличивая меру участия в экспертизе правовых актов.