В юридической консультации ей отвечали, что она то уехала, то заболела. Гражданка Икс просила передать, чтобы адвокат с ней связалась, как появится — тщетно! Наконец, за день до суда адвокат позвонила клиентке и сказала, что все нормально, на суд она придет, и нечего беспокоиться.
— Ну, что решил суд? — спрашивали потом друзья у гражданки Икс.
— Ничего. Назначили еще одно заседание.
— А в чем проблема?
— Честно говоря, не поняла. Судья сказала, что надо еще раз все проверить. Кстати, соседи очень возмутились, когда зачитали мое заявление, где написано, что меня в эту комнату заселили обманным путем.
— А адвокат твой что-нибудь сказала?
— Нет. За все время заседания ни одного слова. Просто присутствовала.
Да, в течение суда адвокат молчала, зато после суда, как рассказала гражданка Икс, она подошла к ней и потребовала выплатить оставшиеся деньги.
— Но ведь суд еще не закончился!
— Ну и что? Заседание же было…
— Нет, я так не согласна.
— Ну тогда я больше не приду! — пригрозила адвокат.
Зря гражданка Икс испугалась такой перспективы. К несчастью, деньги оказались опять при ней. Ведь она ожидала, что суд закончится, и, как человек обязательный, взяла с собой деньги, чтобы рассчитаться.
Почти через месяц состоялось следующее заседание. Соседи — которые, кстати, отказались от адвоката, — самостоятельно разыскали и привели на суд предыдущего жильца комнаты гражданки Икс, и он подтвердил, что жил именно в той комнате, куда въехала гражданка Икс.
Судья опять перенесла заседание. Сказала, что надо призвать в свидетели других соседей.
Адвокат по-прежнему весь суд молчала. Зато после суда позвонила своей клиентке, была любезна и приветлива и в конце разговора сообщила, что та должна ей еще тысячу рублей за прошедшее заседание. Гражданка Икс заплатила.
На следующем заседании — еще почти через месяц — решение опять не было принято. Между тем страсти накалялись. Какой-то вопрос на суде задали гражданке Икс. На свое горе она попутно сообщила, что когда-то у нее пропал из комнаты новый телефонный аппарат и что в краже она подозревает соседей или их многочисленных гостей. На что соседи, в свою очередь, обозлились и стали нелестно отзываться о гражданке Икс — мол, она места общего пользования не убирает и что-то еще…
А не убирала она места общего пользования по той простой причине, что в этой квартире не жила — только появлялась иногда вещи забрать. Не жила потому, что соседи допекли своими ночными загулами. Поэтому и меняться хочет. Со слезами в голосе она напомнила соседям, что как-то спасла их ребенка, которого молодые непутевые родители оставили и ушли гулять, а он чуть не захлебнулся собственной отрыжкой. Соседи этого даже и не знали. Короче, начинались уже просто препирательства, которые к делу отношения не имели.
— Ну, а адвокат твой как-нибудь вступалась за тебя?
— Нет! Не произнесла ни слова!
Не произнесла ни слова. На заседании. Зато после заседания уже по традиции подошла к клиентке и затребовала очередную тысячу.
Здесь уже у и гражданки Икс терпение кончилось.
— Так это может продолжаться до бесконечности. Мы с вами на восемь тысяч договаривались, и о количестве заседаний речи не шло. Хорошо, я вам заплачу еще одну тысячу. Но после того, как суд примет решение.
И суд был в очередной раз перенесен! Теперь судья велела истцам представить справки о размерах занимаемой площади.
Казалось бы, ситуация совершенно ясна: гражданку Икс — обманным или не обманным путем — по халатности жилищной службы вселили не в свою комнату. Кто виноват? Ответ очевиден, но почему судья никак не мог принять решение? Может, он просто не смел обвинить в чем бы то ни было такую «священную корову», как государственная структура?
Гражданка Икс настолько осмелела, что позвонила своему адвокату и попросила ее сделать хоть что-нибудь — позаботиться о справке.
Адвокат была недовольна, но справку сделала.
На следующем заседании суда участников ждала сенсация. Представитель ПИБа заявила, что заселение было сделано правильно, согласно выданным ордерам. Просто произошла техническая ошибка.
— Ничего себе ошибка! — вырвалось у гражданки Икс.
— Да, ошибка! — невозмутимо ответила представитель ПИБа, повернувшись к пострадавшей, — а у вас что — разве ошибок не бывает в работе?
Гражданка Икс работала крановщицей, поэтому уверенно ответила:
— Нет.
Дальше — смешнее. Судья обратилась к обоим истцам по очереди:
— У вас нет претензий к ответчику?
Гражданка Икс ответила вопросом на вопрос:
— А кто мне вернет десять тысяч?
— Какие десять тысяч? — поинтересовалась судья.
— Которые я заплатила своему адвокату за то, что он в течение всех заседаний не сказал ни слова…
В самом деле: какие десять тысяч? По документам только четыре…
Судья, видимо, проявив элементарное человеческое участие — к адвокату, — не стала развивать тему и таки выжала из растерявшейся гражданки Икс заветное «Нет» на свой вопрос о наличии претензий к ответчику.
На этом и закончился суд. Нет, простите — не на этом! После заседания «защитница» подошла к своей подопечной и прошипела: «Будь ты проклята!»
Еще бы! Так публично выставить «заслуженного адвоката»!
Следом за ней к гражданке Икс подошла миролюбиво настроенная соседка, которая осталась довольна постановлением суда, и сказала, что она гражданку Икс прощает, раз все так хорошо закончилось.
— А вообще-то, мы собирались подать в суд на тебя — за клевету! За то, что ты нас обвинила, что мы тебя заселили в эту комнату обманным путем.
К слову замечу, что ни десять, ни четыре тысячи гражданке Икс никто не вернул. Приватизировать квартиру она передумала — сломалась!
Теперь все. Ну, а выводы… Выводы делайте сами, господа читатели!