СМИ: какими законами они регулируются?

Реклама
Грандмастер

В статье 29 российской Конституции, которая, как известно, является законом прямого действия, записано, что каждый имеет право «производить и распространять информацию любым законным способом». В 5-й части этой же статьи указано: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Подробно деятельность прессы, радио и телевидения регламентируется федеральным законом «О средствах массовой информации». Он был подписан президентом Б. Ельциным 27 декабря 1991 года. Действует этот нормативный акт и поныне. Столь длительный для современной России срок действия закона свидетельствует, в определённой мере, о его качестве.

В соответствии с этим законом под СМИ

Реклама
понимается периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, выходящие в свет не реже одного раза в год), а также радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, либо иная форма периодического распространения массовой информации. Разъясняет федеральный закон «О СМИ» и то, кого следует считать журналистом. Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой материалов для редакции зарегистрированного СМИ, занимающееся такой деятельностью по её уполномочию.

Профессия журналиста — одна из самых опасных во всём мире и обычно ставится на третье место после полицейских и шахтёров. Особенно опасна работа журналистов в горячих точках и в тех странах, где государственные институты находятся в процессе трансформации, а законы не исполняются. Сегодня в число таких стран попадает и Россия. Фактически не применяется 144-я статья Уголовного кодекса РФ (УК РФ) о наказании за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. А ведь в этой статье сформулировано основополагающее требование: запрет принуждать журналистов к распространению либо к отказу от распространения информации. Причём если такое запретное деяние совершается с использованием служебного положения, то предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет.

Реклама

Можно всю свою журналистскую жизнь писать про сад и огород, либо об аквариумных рыбках, но даже это не даёт абсолютной гарантии безопасности. Рыбки, конечно, на вас не обидятся, однако чьи-то коммерческие интересы вольно или невольно можно задеть.

В периоды застоя и политической реакции СМИ, вероятно, из чувства самосохранения ведут себя весьма осторожно. Когда является ветер перемен, возникает масса новых изданий, а солидные консервативные бренды меняют свою редакционную политику, она становится острее. При этом в публикациях возникают неизбежные ошибки и неточности. Тогда же увеличивается количество судебных дел по 152-й статье Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)

Реклама
о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Некоторые особо недовольные граждане предпочитают использовать для отстаивания своего доброго имени уголовное законодательство. Статья 129 (Клевета) и статья 130 (Оскорбление) УК РФ вполне это допускают.

Ещё одна тенденция — это использование арбитражного законодательства для борьбы за справедливость. Разумеется, в этом случае иск можно вчинить лишь юридическому лицу. Самым известным примером здесь является многомиллионный выигранный иск, который в 2004-м году «Альфа-банк» вчинил газете «Коммерсант» за статью «Банковский кризис вышел на улицы». Эту публикацию в «Коммерсанте» подконтрольный Михаилу Фридману Альфа-банк посчитал нарушением 51-й статьи закона РФ «О СМИ», которая запрещает фальсификацию общественно значимых сведений и распространение слухов под видом достоверных сообщений. В конечном счёте, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил взыскать тридцать (!) миллионов рублей в возмещение нематериального вреда с ЗАО «Коммерсантъ» в пользу ОАО «Альфа-Банк».

Реклама

Столкновение известных брендов не выгодно каждому из них. Однако в данном случае газета «Коммерсант», хотя и понесла существенные материальные потери, но получила за счёт скандала дополнительную рекламу. Как же, даже небольшая статья в «Коммерсанте» может причинить громадный вред крупнейшему банку!

Помимо перечисленных выше законов, следует упомянуть ряд статей Кодекса Р Ф об административных правонарушениях (КоАП РФ), которые также регулируют отношения в области массовой информации. В статье 13.16 КоАП РФ вводится запрет чинить препятствия распространению продукции СМИ либо устанавливать незаконные ограничения на розничную продажу тиража периодического печатного издания. Статья 13.18 КоАП РФ устанавливает запрет препятствовать приёму радио- и телепрограмм путём создания искусственных помех. Деятельность СМИ регламентируют также статьи 13.21 (Нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ), 13.22 (Нарушение порядка объявления выходных данных) и 13.15 КоАП РФ. В последней статье вводится запрет на изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, а также информационных компьютерных файлов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Реклама

Не стоит забывать и о главе 70 ГК РФ, где речь идёт об авторском праве, и о 146-й статье в УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав). Важно отметить, что авторское право на произведение возникает с момента его создания. Под созданием литературного произведения имеется в виду его написание; для возникновения авторского права обнародование произведения не требуется.

Разумеется, деятельность СМИ регулируется также большим числом других федеральных законов и целым рядом подзаконных актов. Назову лишь некоторые из них:

— Трудовой кодекс РФ;

— Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;

— Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

— Постановление Правительства Р Ф от 3 декабря 2002 года № 859 «Об обязательном экземпляре изданий».

Как утверждают юристы, существует более восьмисот законодательных актов, прямо или косвенно регламентирующих деятельность СМИ и журналистов в России. При этом принятие нормативных правовых актов, касающихся СМИ, относится исключительно к компетенции законодателя федерального уровня.

Реклама