В чем секрет успеха фильма «Ведьма из Блэр» (1999)?

Реклама
Грандмастер

Имея на руках унизительно скромный бюджет размером около 22−25 тысяч долларов, Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес написали, поставили и смонтировали один из самых успешных независимых кинофильмов в истории кинематографа. «Проект: Ведьма из Блэр» (в России ленту «перевели» как «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света») напугал и ошеломил летом 1999 года достаточно зрителей, чтобы заработать в мировом прокате более 248 миллионов.

Начнем с того, что подобно Болливуду, где наличие сценария — это моветон, Мирик и Санчес не имели на руках текста как такового. План сценария фильма был написан ими еще в 1993-м, когда они оба еще только учились снимать кино в Орландо, штат Флорида. Товарищи сознательно не стали наполнять схематический сценарий диалогами, планируя, что актеры будут перед камерой импровизировать.

Прослушивание на главные роли проходило при странных обстоятельствах. Актриса Хезер Донахью вспоминает, что случайно наткнулась на объявление в газете, которое гласило:

«Требуются актеры в импровизированный полнометражный фильм, съемки будут проходить в лесистой местности. Это будет сущий ад, поэтому большинство, кто читает это объявление, вряд ли нам подойдет».

Реклама

Вместо стандартной читки (а читать было и нечего) каждому, кто переступал порог комнаты, где проходили пробы, задавали один и тот же вопрос: «Вы отсидели в тюрьме вот уже 9 лет. Мы — комиссия, которая может выпустить вас на свободу раньше положенного срока. Скажите, почему мы должны это сделать?» И стоило потенциальному кандидату замешкаться хоть на секунду, его тотчас просили на выход.

Реклама

В итоге главные роли достались Донахью и двум парням — Джошуа Леонарду и Майклу С. Уильямсу. Съемки фильма заняли всего 8 суток, и каждый актер получал 1000 долларов в день. Разумеется, впоследствии, когда фильм вышел в лидеры проката, актеры получили еще больше. Уильямс признался, что в целом заработал за свою роль порядка 300 тысяч.

Первоначальная идея фильма предполагала, что Хезер и Джош — бывшие любовники. Этот момент из сценария вычеркнули, однако, по иронии, между двумя актерами отношения сразу не заладились. Девушка так и норовила подколоть парня, благо что импровизация позволяла выходить за рамки текста. Вскоре это ненужное напряжение стало раздражать создателей картины, и они решили «замочить» Джоша первым. В качестве компенсации актеру устроили праздничный ужин в ресторане (на «съемочной площадке» в лесу исполнители питались преимущественно батончиками-энергетиками и бананами).

Реклама

Учитывая бюджетный минимализм, не удивительно, что реквизит в лесу тоже был позаимствован, а не куплен или создан авторами фильма. В частности, зубы и волосы, которые зритель видит в страшных моментах «Ведьмы из Блэр» — это реальные части человеческого тела, а не муляж. Волосы принадлежали Джошуа Леонарду, а зубы режиссер Санчес «сторговал» у своего дантиста.

Реклама

Проблема с авторскими правами заставляла создателей ленты экономить на всем: в кадре нельзя было что-то просто показать или процитировать, нужно было обязательно заплатить правообладателю. Санчес хотел использовать песню группы The Animals в эпизоде, где герои слушают радио в машине, но оказалось, что за это придется выложить сумму, практически равную всему бюджету картины.

Реклама

Разумеется, актерам не выдали реквизит и не отправили в лес просто так. Всё-таки производственный кинопроцесс нужно было направлять в сюжетное русло, поэтому каждый из трех участников имел свой GPS-трекер, при помощи которого ежедневно актеры отыскивали в чаще пластиковый контейнер с молоком, внутри которого были спрятаны записки — по одной на каждого. В записке содержались общие инструкции: что-то вроде набросков, которые подсказывали, в какую сторону нужно импровизировать диалоги. Более того, друг с другом актеры этими инструкциями не делились, поэтому каждый ответ был еще более случаен, нежели вопрос.

За восемь дней в лесу Санчес и Мирик отсняли материала на 19 часов. Первоначальный вариант фильма длился 2,5 часа, однако ни один дистрибьютор не взялся бы за прокат независимого ужастика с таким хронометражом, поэтому авторы картины в течение 8 месяцев резали и корректировали ленту до тех пор, пока не ужали «Ведьму из Блэр» до стандартных 90 минут.

Реклама

Неиспользованные сцены впоследствии были задействованы на вебсайте фильма, а также пригодились для рекламной кампании, которая, впрочем, по понятным причинам, тоже вышла очень скромной. Вебсайт был призван создать у аудитории иллюзию реальности происходящего на экране, поэтому лишние материалы были как нельзя кстати. Разработкой сайта занимался сам Санчес. По двум причинам. Во-первых, он — единственный из членов съемочной группы, кто имел начальные навыки программирования и «сайтостроения». Во-вторых, у режиссера не было на тот момент девушки, зато было много свободного времени.

Реклама

На момент выхода «Ведьмы из Блэр» в прокат жанр «псевдодокументального» кино был относительно свеж, чем не преминули воспользоваться люди, отвечавшие за деловую часть творческого процесса — кинопрокатчики и дистрибьютор картины в США, компания Artisan, ныне обанкротившаяся. Представители последней без стеснения пользовались преимуществами «сарафанного радио», ведь многие зрители истинно верили, что история в фильме основана на реальных событиях и все актеры фильма действительно погибли при странных обстоятельствах.

Участников фильма сознательно укрывали от прессы, а любая информация о них держалась в секрете, в том числе и от таких крупных киносайтов, как IMDb. Дошло до того, что матери Хезер Донахью стали по почте поступать письма с соболезнованиями, и только тогда стало понятно, что шутка зашла слишком далеко.

Реклама

Смотреть всё

После премьеры городок, где снимался фильм, буквально оцепили поклонники «Ведьмы из Блэр». Всё, что хоть как-то засветилось в кадре, было украдено фанатами, включая указатели и таблички на въезде в город. Женщина-мэр была напугана обилием странных людей, наводнивших окрестности города, и говорила журналистам, что

«теперь вынуждена даже утром выходить за газетой в полном макияже и в лучшей ночнушке, так как камеры повсюду».

Реклама

Из актеров фильма только Джош продолжил карьеру в Голливуде — за минувшие 20 лет он успел засветиться в более чем 80 фильмах и сериалах. Его партнеры по фильму — Майк и Хизер — не могут похвастаться успехами на актерском поприще. Майк весьма нерегулярно появляется в эпизодах всяческих проходных проектов, а зарабатывает на жизнь тем же, чем и до «Ведьмы из Блэр» — перевозками мебели. Хизер еще 9 лет пыталась стать актрисой, но затем сдалась и теперь занимается разведением марихуаны для медицинских целей и пишет мемуары.

После крайне неудачного сиквела в 2000 году никто и не помышлял, чтобы как-то продолжить эту историю, хотя Санчес и Мирик по-прежнему вынашивают планы когда-нибудь снять приквел (предысторию), действие которого будет происходить в начале XVIII века.

Реклама