Как снимали фильм «Инопланетянин» (1982)?

Реклама
Грандмастер

Многие не знают, что изначально «Инопланетянин» задумывался как довольно мрачная история про контакт людей и пришельцев под названием «Ночные небеса». Режиссер ленты Стивен Спилберг хотел, чтобы в основу сюжета легла история про семью фермеров, которую терроризируют космические захватчики. Нечто подобное уже встречалось в его ранней фантастической ленте «Близкие контакты третьей степени».

За помощью в написании первой версии сценария продюсер фильма Кэтлин Кеннеди обратилась к автору драмы «Возвращение Сикокус 7» Джону Сейлзу. Решение это было спонтанным и, как оказалось, необдуманным. Впрочем, Спилберг наметки Сейлза всё равно «зарубил на корню», посчитав первую версию слишком уж угрюмой.

Решив двигаться в ином направлении, он заказал своему товарищу Рику Бейкеру, одному из ведущих специалистов Голливуда по созданию специальных эффектов, принципиально новый «шаблон инопланетного пришельца». Позднее Бейкер поделился снимками из мастерской, в которой создавались первые типажи «Ночных небес»: по этим фото видно, что первоначальный замысел не имел ничего общего с «Инопланетянином», которого мы знаем.

Реклама

Тем не менее хорошие идеи в Голливуде никогда не пропадают и сюжет про «терроризируемую семью» в итоге трансформировался в популярный хоррор «Полтергейст», продюсером которого выступил… Стивен Спилберг.

Еще один человек, чей неоценимый вклад в создание «Инопланетянина» часто замалчивают — это автор сценария Мелисса Мэтисон. Именно ей Спилберг поручил наполнить «мясом» пустой сюжетный «скелет» истории про мальчика и пришельца из космоса.

Реклама

Мелисса, чьей последней работой в кино стал «Большой и добрый великан» всё того же Спилберга, вдохновлялась в создании Е.Т. детскими рассказами и пожеланиями. Сценаристка специально брала интервью у детишек, и что поразило ее до глубины души: многие дети хотели, чтобы инопланетное существо обладало, в первую очередь, даром исцеления. Речь не шла о лазерных пушках или космических кораблях, а о способности прогонять боль и плохие сны. Совсем не то, о чем бы первым делом подумал взрослый при слове «инопланетянин».

Реклама

В отличие от версии Сейлза, первый вариант текста Мэтисон сразу пришелся режиссеру по душе, и он был готов приступать к съемкам уже на следующий день. Много лет спустя Спилберг подтвердил, что лучшего «сырого» сценария он больше не встречал.

Подбор актеров на главные роли в фильме прошел без особой шумихи.

Реклама

  • Питер Койот получил главную взрослую мужскую роль (Человек с ключами) благодаря своей неуклюжести: он так феерично провалил пробы на персонажа Индианы Джонса, что навсегда запомнился Спилбергу.
  • Генри Томас, сыгравший Эллиота, удачно импровизировал на прослушивании и очень проникновенно изобразил печаль, так что у создателей не осталось другого выбора.
  • Дрю Бэрримор ранее в том же году пробовалась на роль девочки в уже упомянутый «Полтергейст», но не прошла отбор. Однако ее способность выдумывать различные фантастические истории запала Спилбергу в память, и так юная старлетка получила, пожалуй, одну из самых важных ролей в своей карьере.

Важно и то, что весь фильм снимался в хронологическом порядке, то есть юные актеры постепенно привыкали к персонажу E.T., переживая весь сюжет от начала до конца. Вот почему в той части, где Инопланетянин заболевает, все детские эмоции кажутся настолько искренними — они и были таковыми.

Реклама

Спилберг самостоятельно, всегда, когда мог, озвучивал E.T. на площадке, чтобы актеры могли произносить свои реплики по сценарию (в фильме E.T. озвучивает актриса Дебра Уингер, а еще Пэт Уэлш, заядлая курильщица из Калифорнии, чей сиплый голос придавал Инопланетянину «внеземной» тембр). Для работы с куклой Инопланетянина специально пригласили девушку-мима по имени Каприс, которая в некоторых кадрах буквально оживила космического пришельца за счет рефлекторных жестов и движений, которые невозможно заранее прописать в сценарии.

Реклама

Само собой, при создании «Инопланетянина» не обошлось без сцен, которые так и остались на пленке, не войдя в окончательный вариант фильма. Одним из таких эпизодов стал привод Эллиота к директору школы за то, что на уроке он освободил подопытных лягушек. Директора, между прочим, сыграл Харрисон Форд, который годом позже женился на сценаристке ленты Мелиссе Мэтисон. Спилберг, однако, посчитал, что Форд слишком известен для столь незначительной роли и полностью отказался от эпизода.

Реклама

«Инопланетянина» расхваливали за отличные визуальные спецэффекты (только на создание E.T. ушел целый миллион долларов, а это, между прочим, десятая часть бюджета фильма), однако, как и в случае с «Назад в будущее» или «Балбесами», здесь главенствуют отнюдь не эффекты, а сама история и ее герои.

Для ленты даже сняли альтернативную концовку, но нигде — ни в кино, ни на цифровых носителях — ее так и не показали. Возможно, потому, что в ней был сделан намек на возможное продолжение истории. Разумеется, учитывая невероятный успех картины в прокате (до момента выхода на экраны «Парка Юрского периода» за авторством всё того же Спилберга «Инопланетянин» являлся самым кассовым голливудским

Реклама
фильмом за всю историю), слухи о сиквеле некоторое время усиленно муссировались в СМИ, но сами создатели картины приняли решение закончить сюжет здесь и сейчас.

Кэтлин Кеннеди говорила, что, по их со Спилбергом мнению, вторая часть «сделала бы оригинал менее значимым». Сам режиссер утверждал, что никогда бы не смог сделать второго «Инопланетянина» лучше, чем первого, а создавать из честной и искренней истории целую франшизу про других детей и их контакты с внеземным разумом — это слишком банально и скучно. Хотя, безусловно, коммерчески оправданно.

Реклама