Разумеется, нашлись отдельные гордецы, которые отказались от пяти кусков ради 15 минут сомнительной славы и честно поведали репортерам о своих ощущениях.
Если зайти со стороны софитов, то лента, безусловно, представляет собой тотальный бенефис Тома Хэнкса, коего хоть и прокатили на «Золотом глобусе», но без внимания не оставили. Хэнкс — кинозвезда мирового уровня и редко позволяет себе халтурить, но быть центром повествования всегда тяжело.
Можно абстрагироваться от ситуации и просто рассматривать фильм как еще одну камерную драму. Иным не дает покоя тщательная детализация операции освобождения. Мол, еще одно американское кино про то, что бравые американские парни готовы устранить неприятеля в любой точке земного шара.
Сколько людей — столько мнений, но правда в том, что Гринграсс и сам толком не определился, что именно он снимает — реконструкцию событий, человеческую драму, напряженный триллер или патриотическую агитку, призванную напомнить пиратам XXI века о существовании непреодолимой силы американского оружия. А когда нет цельности в сюжете фильма, нет и однозначности.
…Загруженная под завязку американская баржа Maersk Alabama продвигается из Омана на родину с попутным заходом в несколько южноафриканских портов, где судно планирует опорожнить в руки «голодающих Поволжья» контейнеры с гуманитарной помощью. Курс корабля пролегает через неспокойные воды у побережья Сомали, где, по донесениям вышестоящих органов, оживленно орудуют пираты — нищие и грязные рыбаки, берущие проходящие суда на абордаж в надежде получить от их владельцев жирный выкуп.
В меру упитанный и опытный капитан Филлипс прекрасно сознает всю опасность избранного маршрута, но за эту работу хорошо платят, а в семье Филлипсов намечаются серьезные расходы на образование потомства. Поэтому, когда на радаре штурман обнаруживает две быстро приближающиеся к сухогрузу точки, капитан действует четко и по инструкции. Первую атаку пиратов удалось отбить без кровопролития: у преследователей банально перегрелся мотор. Однако никто не сомневается, что голодные и вооруженные бандиты вскоре вернутся.
Второе нападение сомалийцев увенчалось успехом. Они без особого труда взошли на борт, только вот команда куда-то подевалась, к тому же хитрый Филлипс успел обесточить судно. Не совладав с электроникой, агрессивные флибустьеры забрали весь кэш из сейфа и под гнетом обстоятельств покинули судно на спасательной шлюпке, прихватив с собой капитана. Теперь ему остается лишь надеяться на быструю реакцию американских ВМС, ибо как только капсула достигнет берегов Сомали, моряку будет куда сложнее выбраться из цепких лап бесчинствующих голодранцев…
Картина Пола Гринграсса закономерно получила шесть номинаций на Оскара, ибо в кадре есть все, что так нравится киноакадемикам: Том Хэнкс, драма и справедливое военное возмездие. Впрочем, как раз Хэнксу статуэтку даже не предложили, да и везет актеру больше на ролях нетрадиционных, тогда как капитан Филлипс — персонаж сам по себе посредственный, без изюминки. Интересным его делает ситуация, тем более что фильм основан на реальных событиях, следовательно, является и предостережением, и напутствием одновременно. Тем не менее заявка на Оскара кажется слишком очевидной, так что вряд ли Гринграсс и его команда будут праздновать победу, да и конкуренты там более чем достойные.
Призы призами, а фильм-то получился неплохой. Не шедевр, и уж точно не самое высокое актерское достижение Хэнкса, но крепкая, напряженная драма. Правда, из-за урезанного до PG-13 возрастного рейтинга лента неожиданно обошлась без кровавых подробностей. Сомалийские пираты вообще выглядят миролюбивыми ребятами, хоть и беспрестанно размахивают оружием и на ломаном английском обещают кому-нибудь выпустить кишки.
В своем рассказе Гринграсс обошелся без натурализма «Спасения рядового Райана», поэтому «Капитан Филлипс» получил в свое распоряжение всю мощь североамериканской киносети, что обеспечило картине отличные кассовые сборы. Увы, сам капитан, в отличие от своего экранного воплощения, заработал на путешествии из Омана в Америку лишь нервный стресс и плохие сновидения.
Хэнкс известен своей щепетильностью в выборе проектов и режиссеров, благо что актер успел поработать с такими асами, как Стивен Спилберг, Роберт Земекис, Сэм Мендес, братья Коэны и Фрэнк Дарабонт. Да он и сам при желании мог бы усесться в режиссерское кресло, опыт соответствующий имеется. Но все же доверился Полу Гринграссу, чье имя большей частью связано с двумя фильмами из квадрологии про Джейсона Борна.
Гринграсс проявил себя как крепкий ремесленник, не позволив проекту выйти из заданного фарватера: «Капитан Филлипс» представляет собой образцово-показательную экшн-драму от Голливуда, ориентированную на Оскара. И не беда, что настоящий Филлипс чудеса героизма не проявлял, проявив себя несобранной тряпкой. Разве может Том Хэнкс, за плечами которого «Изгой» и «Спасение рядового Райана», не продемонстрировать свои героические черты? Тем более что подкрепление в виде авианосца и уберкоманды спецназовцев вот-вот прибудет и покажет незадачливым пиратам XXI века, где раки зимуют.
Закономерно, что шанс стать лауреатом награды киноакадемии поимел и противник капитана — сомалийский пират, в миру дебютант большого кино и действительно бывший сомалиец Баркхад Абди. Из ленты мы узнаем, что, оказывается, пираты являются заложниками собственной бедности и нищеты, готовые грабить и убивать из-под палки. Это вам не профессиональные убийцы из знаменитого советского кинохита восьмидесятых, а отчаявшиеся рыбаки, вынужденные выживать любыми способами.
Версия, хоть и спорная, но логически аргументированная. По крайней мере, в это легче поверить, чем в то, что на огромном корабле, дрейфующем в потенциально опасных территориях, нет даже вшивого нагана.
Признаемся честно, несмотря на нашу любовь к Тому Хэнксу, его похитителей жальче не меньше, если не больше. Превратив пиратов в жертв обстоятельств, Гринграсс подставил сам себе ножку. Как и «невинной» ложью о том, что Maersk Alabama перевозил на своем горбу тонны гуманитарного продовольствия, а не дорогостоящие фармацевтические товары (что было на самом деле). Маленькая ложь порождает большое недоверие, отсюда и сомнение в героизме Филлипса, и душевная боль за сомалийских задохликов, ввязавшихся в открытое противостояние с американскими ВМС.