Роберт Шэй, кто не в курсе — создатель и вдохновитель одного из самых популярных фильмов ужасов в истории кино — «Кошмара на улице Вязов». Именно благодаря этой франшизе его компания долгое время оставалась на плаву, вплоть до банкротства в 2008-м.
В том году финансовые проблемы поглотили «Дом, который построил Фредди», а саму New Line проглотила корпорация Time Warner. Но прежде Шэй успел создать еще один киносериал, не столь культовый и куда менее прибыльный, но всеми любимый. Речь идет о «Зубастиках» — совсем не милых колобках из космоса, вечно голодных монстрах с жесткой щетиной и острыми зубами.
…В далекой-далекой галактике существует популяция мелких, но крайне озлобленных существ — «крайтов». Эти зверюги очень любят покушать и при наличии достаточного объема пищи растут не по дням, а по часам. Другие инопланетяне крайтов не жалуют и при встрече стреляют на поражение. Вот почему, когда очередная партия обжорливых преступников угоняет звездолет, за ними в погоню отправляют двух матерых охотников — Ага и Ли. Последние легко входят в доверие к местному населению, ибо аки Фантомас могут натянуть на себя любое лицо. Даже столь уродливое, как человеческое.
Тем временем крайты устремились к нашей голубой планете, где, как известно, есть чем поживиться. Зубастики рухнули аккурат неподалеку от фермы Браунов и быстро раскатились в поисках пропитания. Домашний скот оказался вкусным, но как же азарт охоты? Зубастые шарики начинают терроризировать семейство, попутно скушав помощника местного шерифа и бойфренда дочки Брауна-старшего. Бедняга даже не успел насладиться петтингом, как стал закуской.
Уразумев, что космические дикобразы, стреляющие иглами и жрущие все подряд, шутки шутить не любят, Брауны баррикадируются в доме и ждут помощи. Она пребывает в лице вышеупомянутых охотников, которые быстро наводят порядок в американском захолустье, уничтожают всех зубастиков, корешатся с пацаном Брэдли и полоумным работником Браунов по имени Чарли. Последнему даже удается покинуть Землю и стать полноправным членом команды межгалактических хедхантеров.
Вот такая веселая и в меру страшная история из жизни американской глубинки.
Роберт Шэй абсолютно не стеснялся того факта, что его «Зубастики», по сути, являлись более кровожадным клоном культовых «Гремлинов». Более того, аналогия с фильмом Джо Данте была использована в ходе рекламной кампании и значительно подогрела интерес к картине режиссера Стивена Херека.
В отличие от гремлинов, космические монстры Шэя не нуждались в особом отношении. Их можно кормить после полуночи (и даже нужно), можно мочить в воде. А вот бояться не стоит, потому как создатели все-таки снимали не полноценный жутик, а черную комедию,
Успех пришел как по нотам. При бюджете в 2 млн. долларов картина про зубастых ежей заработала в кинопрокате более 13 миллионов, обозначив курс на сиквелизацию. Тем более что в финале первой части нам прозрачно намекают, что монстры успели не только набедокурить, но и оставить потомство. За сим телепортируемся в год 1988, когда на экраны вышло продолжение.
«Зубастики 2» — это привычный тип голливудского сиквела, когда берется та же сюжетная линия и расширяется в масштабах.
Прошло два года с нашествия зубастиков на тихий городок Гроверс Бенд (в его роли калифорнийское поселение Санта Кларита). Семья Браунов после инцидента перебралась в Канзас, шерифа Харви (в первом фильме его сыграл известный американский актер М. Эммет Уолш) поперли с должности, и городок вернулся к своей сонной жизни.
Новый виток укусов и жора начинается с возвращения мальчишки Брэдли, решившего навестить бабушку. По странному стечению обстоятельств к тому моменту как раз созрело потомство инопланетной заразы, и теперь жители Гроверс Бенд вынуждены обороняться супротив целых полчищ мохнатых пришельцев.
Сиквел построен по принципу «чем больше, тем лучше». Зубастики обнаглели и от партизанской тактики перешли в открытое наступление. Новая фишка — способность объединяться в здоровенный мохнато-зубастый ком, сжирающий все и вся на своем пути.
И здесь пытливый ум уже не может не заметить аналогии с известной повестью Стивена Кинга «Лангольеры». За тем лишь исключением, что Кинг опубликовал ее в сборнике 1990 года, то есть «Король ужасов» тоже иногда черпает идеи из малобюджетных жутиков.
В продолжении появляется ряд знакомых лиц, в том числе космический охотник в исполнении Терренса Манна, повзрослевший Брэдли (Скотт Граймз) и забулдыга Чарли, неожиданно превратившийся в борца с инопланетной заразой. Это узнавание роднит зрителя со вторым фильмом, будто бы действительно смотришь какой-то сериал. При этом Шэй не поскупился, увеличил бюджет фильма до 4,5 млн долл.
Проект интересен еще тем, что это одна из первых работ известного американского режиссера Мика Гарриса, который впоследствии экранизировал целый пласт романов Стивена Кинга, а также оператора Рассела Карпентера, будущего лауреата Оскара за «Титаник».
Увы, продолжение, несмотря на весь потенциал и вбуханные средства, не окупилось сторицей. Прибыли создатели так и не увидели, что вполне закономерно — сиквел пытался превратить количество в качество, что противоречит известной поговорке «Лучше меньше, да лучше». Куда-то пропала живость героев, они много суетятся, но реально переживать за них не хочется. Разве что сами зубастики получили больше пространства в кадре, что резко повысило затраты на спецэффекты.
Завершилась же франшиза двумя фильмами, которые вышли в одном и том же 1991 году. Третий, поставленный Кристин Питерсон, был, в целом, неплох. По крайней мере, в этой части франшиза вновь вернулась к духу оригинала, когда жильцы многоквартирного дома оказываются запертыми в замкнутом пространстве с полчищами мохнатых тварей.
И, пожалуй, главной достопримечательностью этой ленты является дебют в большом кино юного Леонардо ДиКаприо, в коем еще с трудом угадываются таланты будущей мегазвезды Голливуда. Все с чего-то начинают, Лео сделал первый шаг к славе в «Зубастиках 3».
Однако уже по триквелу видно, что создатели киносериала стали уставать от выдуманных ими героев. Это последние «Зубастики», демонстрировавшиеся на большом экране — финальная четвертая серия вышла напрямую на видео. Несмотря на то что формально картина шла под эгидой New Line Cinema, Роберт Шэй уже не принимал непосредственного участия в ее создании, отпустив свое творение в свободное плавание. Увы, это и сгубило киносериал.
Последний гвоздь в крышку гроба вбил один из продюсеров франшизы, Руперт Харви, не сумевший найти иного способа, как самому сесть в режиссерское кресло. Все кончается плохо, иначе бы не кончалось. Действие четвертого фильма с Земли перенесли в космос, а точнее, на затерянную в его недрах космическую станцию. И даже возвращение Чарли и охотника Ага в исполнении Терренса Манна не спасло этот убогий финал от вторичности и глупости. Ребята выдохлись и битый час гоняются за юркими монстрами по огромному помещению, делая вид, что им жутко страшно.
Слухов о том, что в Голливуде собираются реанимировать «Зубастиков», пока не поступало. Может, оно и к лучшему.