И не столько было интересно то, что в Голливуде решили перезапустить киносериал, сколько то, чем займется сам Рэйми, автор культовых «Зловещих мертвецов» и «Человека тьмы».
Каково же было удивление, когда выяснилось, что режиссер примкнул к проекту, совершенно для него несвойственному. Речь шла об экранизации детской сказки американского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз».
Позднее стало известно, что создатели фильма не намерены брать за основу какое-либо конкретное произведение Баума, а снимают предысторию событий, то бишь рассказывают о том, как именно шарлатан и фокусник из Канзаса превратился в могущественного правителя вымышленного государства.
…В жизни балаганного фокусника по прозвищу Оз, чье настоящее имя проще забыть, чем выговорить, наступила черная полоса. Грезя наяву о славе Гудини и Эдисона вместе взятых, Оз покамест вынужден колесить по Канзасу вместе с цирком шапито и развлекать фокусами сельских жителей.
Денег сие занятие приносит крайне мало, а льстит тщеславному молодому человеку еще меньше. Единственным утешением для Оза становятся периодические интрижки с селянками, коих чародей пачками ловит на заезженную пластинку о бабушкиной музыкальной шкатулке. Но каждая ниточка когда-нибудь довьется.
Спасаясь от очередного разъяренного папаши, фокусник находит убежище в корзине воздушного шара. Однако Оз не угадал с прогнозом погоды: ветром тщедушный шарик забрасывает в самый центр мощнейшего торнадо, который, в свою очередь, уносит «Великого и Ужасного» в волшебную страну, отсутствующую на картах мира.
Забавно, что страна, куда попадает Оз, носит его имя. Но еще забавней, что шарлатан становится жертвой всеобщего заблуждения, ибо согласно древнему поверью с небес должен спуститься добрый волшебник, который, наконец, наведет порядок и устаканит в королевстве мир и благополучие.
Пока страной правят три сестры-ведьмочки: злая Эванора, добрая Глинда и мечущаяся между ними нейтральная Теодора. Именно последняя, на свою беду, первой встретит Оза и влюбится в него по уши. Эванора не преминула воспользоваться разбитым сердцем своей сестры и превратила ее в злобную фурию.
Что касается горе-волшебника, то ему, чтобы стать королем Изумрудного города, нужно всего лишь победить злых ведьм (теперь уже две штуки) и их армии, имея в союзниках фарфоровую девочку, мартышку с крыльями и кучу доброжелательных фермеров с мотыгами. А если не победить, то хотя бы обмануть, в чем Оз точно большой мастак…
Беда нынче в Голливуде со сказками. Уж и так, и этак их вертят, чтобы угодить зрителю, а все получается «хотели как лучше, а вышло как всегда». Окромя «Хоббита» и вспомнить-то нечего. Ну, разве что «Алису в стране чудес», но там аудитория валом шла на проверенный годами дуэт Бертона и Деппа, да на 3D поглазеть, ибо «Алиса» была первым трехмерным блокбастером после нашумевшего «Аватара».
У команды Рэйми же за плечами не было ни опыта в жанре фэнтези, ни маститых имен на афише, ни клевой визуальной фишки. Только гигантский — даже по меркам нынешней киноиндустрии — бюджет в 215 млн. долларов, коим, как известно, еще надобно грамотно распорядиться. Вот и распорядились.
Куда, спрашивается, утекли финансы? Знамо куда — на воссоздание на экране волшебной страны Оз, ее причудливой флоры, фауны, пейзажей и жителей. К сожалению, на всем остальном авторы фильма безбожно сэкономили.
Первым и самым главным недостатком «Великого и Ужасного» является отсутствие целостности. У «Хоббита» была эпичность, у «Алисы» — стеб и эпатаж, и даже у «Красной Шапочки» — закос под «сумеречную сагу». Свой, пускай и вторичный, уже где-то б/у, но стиль. У «Оза» стиля нет, зато есть нагромождение компьютерных красот, персонажей и штампованных фраз.
На каждую удачную шутку сценаристы отвечают дружным десятиминутным «бла-бла-бла», раз пятьсот обмусоливая одинокую мораль фильма о том, что Баранкину-Озу пора стать человеком. И это тем больше напрягает, что каждый раз, когда в кадр попадает
А как все замечательно начиналось. Эта очаровательная ретро-вставка в черно-белых тонах, призванная разграничить реальность и вымысел, сказала нам о характере главного героя куда больше, нежели вся последующая вакханалия с летающими бабуинами, танцующими джигу жевунами и Милой Кунис в обтягивающих штанах, напялившей маску Джима Керри.
Вместе с цветом и объемом на экран незаметно вползла неумолимая для сегодняшнего Голливуда тяга к замусориванию глаз визуальными эффектами. И чем дальше продвигается сюжет фильма, тем гаже вырисовывается образ волшебника Изумрудного города: жадный, самолюбивый, тщеславный прыщ, возомнивший себя королем.
Мы, читавшие сказку, пускай и в пересказе Волкова, знаем, что падкий на дешевые трюки Оз не изменится и покинет волшебную страну в первой же части приключений Элли, которая на самом деле Дороти.
Сэм Рэйми хотел снять абсолютно диснеевский фильм и с этой задачей справился. Более диснеевского фильма и не найти. Проблема в том, кому такой Дисней нужен? Выхолощенный, скудоумный, пафосный колосс на глиняных ногах.
«Оз: Великий и Ужасный» бьет рекорды по убыткам, как бы намекая, что классику нужно не только любить, но и уважать. Вероятно, стоило все же взяться за повторную экранизацию, нежели высасывать из пальца предысторию. Да, это было бы совсем другое кино, но тоже семейное, доброе и зрелищное. Попытка же уместить в один флакон детскую сказку и похождения любвеобильного фокусника — это фиаско, с коим Рэйми придется смириться.
Помнится, сам роман Баума имел явный социальный подтекст, от которого авторы «Великого и Ужасного» избавились, как от ненужного балласта. В итоге получилась дорогостоящая, наивная и до оскомины примитивная сказочка для лиц неопределенного, но явно пубертатного возраста. Красивый мыльный пузырь.