Конец Голливуда: кто виноват?

Реклама
Грандмастер

Голливуд стоит на пороге катастрофы, по мнению Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Мрачный прогноз выглядит странным на фоне рекордных кассовых сборов. В 2012 году киноиндустрия заработала почти 11 миллиардов долларов. Это больше, чем когда-либо в прошлом.

Однако не все так здорово, если внимательно изучить ситуацию. У будущего кризиса есть несколько причин, и видеопиратства среди них нет.

Прежде всего, кино губит конкуренция с другими видами развлечений. Компьютерные игры, ролики на YouTube, даже чаты в социальных сетях влияют на выбор потребителя: пойти в кинотеатр или провести время за играми либо в Интернете. Также не стоит забывать о качественных телевизионных панелях и видеопроекторах. Когда ты можешь устроить кинотеатр у себя дома, зачем идти в зал и терпеть соседей, жующих попкорн?

Согласно данным Entertainment Software Association, геймеры на 50 процентов реже ходят в кино и на 47 процентов реже смотрят телевизор, чем простые смертные. Игровая индустрия по доходам уже обогнала Голливуд. Даже с учетом спада продаж в 2012 году игроделы заработали в США почти 15 миллиардов долларов.

Реклама

Потерян и такой важный источник дохода, как продажа фильмов на дисках. За один лишь 2010 год продажи дисков с фильмами в США сократились на 40 процентов, в 2011 году ещё на 20 процентов. DVD больше никому не нужны, а надежды, возложенные на Blu-Ray, не оправдались.

Растущие кассовые сборы оборачиваются печальной статистикой, стоит только посмотреть на количество проданных билетов. Пик посещаемости кинотеатров в США достигнут в 2002 году и с тех пор падает. В 2012 году этот показатель опустился до уровня середины девяностых.

Хорошо, но почему же кассовые сборы все-таки растут, а не падают? Во-первых, растет число фильмов. В прошлом году в американский прокат вышли 660 лент (еще один рекорд). В восьмидесятые-девяностые годы количество фильмов колебалось между четырьмя и пятью сотнями и впервые превысило 600 лишь в 2007 году. Кстати, вспомните, что из этих 660 фильмов 2012 года действительно стоило просмотра.

Реклама

Во-вторых, дорожают билеты. Тридцать лет назад цена была ниже трех долларов. В 90-х блокбастер вроде «Парка Юрского периода» можно было посмотреть уже за 4 доллара. К концу 90-х когда вышли «Матрица» и «Блейд», средняя цена билетов перевалила за пять долларов. Сегодня стоимость билетов составляет около 8 долларов.

Третья проблема кроется в продюсерах. На фоне спада интереса к кино они не хотят рисковать и вкладываются только в проверенные сюжеты. Любую киноленту стремятся превратить в «франшизу» с несколькими сиквелами, поскольку сборы очередного продолжения (или римейка) со звёздными актерами в главных ролях проще предсказать. Кризис сценариев заключается не в утрате творческой жилки, а в тотальной оптимизации затрат.

Реклама

Четвертая проблема — бюджетная спираль. Затраты на фильмы растут пугающими темпами. Сколько уже вышло за последние пару лет фильмов с бюджетом, превышающим 200 миллионов долларов? Больше, чем за все предыдущие годы (с учётом инфляции)! Темпы рост наглядно показывает Питер Джексон. Его «Хоббит» обошелся в 250 миллионов долларов, тогда как первая часть «Властелина колец», снятая десять лет назад, стоила в 2,5 раза меньше.

Но разбухание бюджетов, как ни странно, оправданно. Фильму с гигантским бюджетом намного проще привлечь к себе внимание зрителей и окупиться в прокате. Такой вот парадокс, который и приведет однажды Голливуд к закату. Сначала провалится один сверхдорогой

Реклама
блокбастер, потом второй, третий — и убытки начнут измеряться числами с девятью нулями. Этого киноиндустрия пережить не сможет. Что же, кино обречено?

Вовсе нет! Джордж Лукас полагает, что кино изменится. Посещение кинотеатров нового поколения будет приравнено к походу в театр или стадион. Цена билетов вырастет до 50, а то и 150 долларов. Фильмов станет намного меньше, зато существенно вырастет уровень зрелищности. Что-то вроде «Аватара» в 3D, снятого в режиме 60 кадров в секунду и в разрешении 4K и 8К (в несколько раз выше, чем в Full-HD). Такие фильмы будут находиться в прокате несколько месяцев, а не пару недель, как сейчас.

Когда умирает что-то старое, непременно рождается что-то новое. В конце концов люди по-прежнему хотят зрелищ, и дорогие кинотеатры не способны удовлетворить спрос так, как это делают бесплатные торренты. Лукас и Спилберг свой прогноз краха Голливуда завершают интересным предсказанием.

Кого же они пророчат на роль преемника киноиндустрии? Об этом напишу в сиквеле статьи.

Реклама