Возьмем, к примеру, комедию Адама Сэндлера «Такие разные близнецы», которая на фоне уничижительных критических отзывов сумела отбить в прокате некислый для жанра бюджет в 80 млн долл. Сей результат не удивляет: сортирный юмор Сэндлера традиционно популярен в Штатах, несмотря на стабильный ежегодный прирост в номинациях на «Золотую малину».
Удивляет то, что в этот раз в роли напарника комика выступил легендарный Аль Пачино. Да, тот самый, у которого один «Оскар» (он в ленте как раз довольно забавно обыгран) и восемь номинаций. Собственно, с Пачино и связаны самые запоминающиеся эпизоды фильма, но может ли это служить оправданием?
Звезда «Крестного отца» и «Лица со шрамом» уже не первый раз вляпывается в гуано. Уже будучи в статусе лауреата киноакадемии, Пачино снялся в ужасающем тупостью фильме «Джильи», где составил компанию дуэту Аффлек-Лопес. Будем считать, что Аль оказал Сэндлеру дружескую взаимопомощь в вытаскивании утопающего на берег. Хотя, говорят, оно — не тонет.
Другой не менее знаменитый актер — Роберт Де Ниро, сделавший себе имя на таких шедеврах, как «Таксист», «Бешеный бык» и «Однажды в Америке», тоже с возрастом перестал педалировать репутацию. И если участие в серии фривольных комедий про «знакомство с родителями» еще можно засчитать как попытку сменить имидж, то его присутствие в откровенно слабых проектах типа ужастика «Другой» или боевика «Фрилансеры» иначе как желанием заработать легкие деньги объяснить сложно.
Судя по всему, настало время передохнуть и осмыслить дальнейший путь. За 2009−2012 годы Де Ниро отметился в 11 картинах разной степени успешности, но количество, как известно, редко переходит в качество. Может, лучше меньше, да лучше?
Не обошла сия беда и великолепного Джека Николсона, единственного актера-мужчину, который может похвастаться тремя «Оскарами» в своем активе и двенадцатью номинациями. За 60 с лишним лет творческой деятельности трудно избежать ошибок, но Джек как раз тот парень, чья фильмография почти не замарана плохим кино. Почти.
Взять хотя бы его неудачное воссоединение с режиссером Бобом Рафелсоном, когда дуэт, ранее известный по блестящим лентам «Пять легких пьес» и «Почтальон звонит дважды», вдруг разродился двумя очень средними (по крайней мере, для уровня Николсона) работами — «Кровь и вино» и «Мужские хлопоты». Актер вовремя осознал кривизну дорожки и уже год спустя праздновал победу своей ролью в драме «Лучше не бывает».
В 2013 г. Николсону исполнилось 75 лет и он перестал показываться на экране. Возможно, это тоже к лучшему.
Том Хэнкс, еще один любимчик американской публики и критики, тоже не понаслышке знает, что большие шкафы падают громче. Впрочем, в его послужном списке серьезных провалов мы не найдем, все-таки Хэнкс старается держать марку и выбирает себе проекты щепетильно. Тем не менее в начале 90-х он дважды за год наступил на грабли, набив себе низкие рейтинги. Это был опасный фокус, ведь тогда Хэнкс еще не значился в списках обладателей золотой статуэтки и мог запросто загубить свое блестящее будущее.
Сначала неудача постигла экранизацию романа Тома Вульфа «Костер тщеславий» (разгром у кинокритиков и низкие сборы в кассах кинотеатров), затем, несмотря на симпатичный финансовый результат, рецензенты не ощутили радости от комедии «Джо против вулкана».
Но самое глубокое потрясение авторитет Хэнкса испытал уже в 2007-м, когда его продюсерский и актерский проект «Война Чарли Уилсона», несмотря на ряд номинаций, не получил вообще ничего. Слава Богу, проиграна только битва, а не война, и Том по-прежнему может дать шороху, чему примером служит «Облачный атлас» в 2012-м.
Шон Пенн известен тем, что не только берется за самые сложные роли, но и прекрасно справляется по другую сторону камеры, освоив режиссерское ремесло. Дважды лауреату «Оскара» нечего стесняться, но иногда чем больше хочется, тем меньше получается.
В 2006-м, уже после триумфа «Таинственной реки», Пенн получил роль, за которую иной актер рангом поменьше мог бы и убить. Речь идет об экранизации обладателя Пулитцеровской премии, романа Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать». Учитывая, что более ранняя киноверсия книги уже была признана лучшим фильмом 1949 года, Пенну предстояло если не переплюнуть, то хотя бы доплюнуть.
И тут известного актера подвела самоуверенность. Он настолько точно и аутентично «сыграл на Оскара», что только слепой этого не заметил. То, что должно было стать бенефисом, обернулось худшей ролью в карьере (если забыть о существовании «Шанхайского сюрприза», где Пенн парировал топорную игру своей тогдашней супруги Мадонны).
Вы слыхали, как поют дрозды? А как пытается петь дважды оскароносный Дэниэл Дэй-Льюис в мюзикле Роба Маршалла «Девять»? Кто слышал, тот поймет, что яркий драматический талант актера зря запихали в музыкальную постановку по мотивам шедевра Феллини «Восемь с половиной». Сама задумка спеть и станцевать историю Гвидо, может, и неплоха, но Маршаллу не удалось повторить успех собственного «Чикаго».
Дэй-Льюис славится тем, что не только полностью вживается в образ, но и подбирает себе роли каким-то шестым чувством. И даже в «Девять», провалившемся в прокате по всем статьям, он выглядит на голову выше всех, что не могли не отметить критики, номинировавшие исполнителя на «Золотой глобус».
О мертвых — либо хорошо, либо ничего, но все же вспомним и о легендарном Марлоне Брандо, чей авторитет в актерской среде был непререкаем при жизни. Великий Брандо под старость лет тоже позволил себе расслабиться, отметившись в таких никудышных опусах, как «Христофор Колумб: История открытий» и «Остров доктора Моро».
С Брандо всегда было трудно ужиться на одной съемочной площадке, а его последние фильмы и вовсе не обходились без скандалов и постоянных трений, что, разумеется, не способствовало творческому процессу. Посему, во избежание разочарования, лучше его поздние ленты вообще не смотреть, а запомнить его таким, каким он блистал в шедеврах Элиа Казана и Копполы.
Как ни крути, но почти у каждой звезды случаются затмения. Одни, почувствовав потерю былой славы, начинают хвататься за любой проект, лишь бы напомнить о себе. Другие попадаются на удочку хитрых продюсеров. Третьи и вовсе не считают зазорным сниматься исключительно ради денег, забив на репутацию и прошлые заслуги. Каждый волен поступать так, как ему хочется.
Если Дастину Хоффману хочется сыграть отца Бена Стиллера в пошловатой комедии «Знакомство с Факерами», то кто может ему запретить? Это же Хоффман! Актеру, чья фильмография является предметом зависти большинства коллег, не нужно отчитываться. Ему приспичило подурачиться, и он это сделал с блеском. Вряд ли его гонорар достиг восьмизначной цифры, как у коллеги Де Ниро, но полагаю, Дастина не обидели.
Хорошие актеры, плохие фильмы. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А уж эти мелкие огрехи точно заслуживают снисхождения. Они лишь доказывают, что из любого правила бывают исключения, и не более. В конце концов, все мы люди, и иногда даже звездам межгалактического значения приходится оплачивать счета.