На производство фильма влияли разные обстоятельства — от забастовки работников киноиндустрии в 2023 году, до спрятанных в кинематографический подтекст комментариев политических позиций к выборам президента США и их результатам. К таким разным версиям склоняются некоторые критики, притом что Клинт Иствуд как был, так и остается умеренно аполитичным, хотя и обозначил свои политические предпочтения как республиканец, а позже как либертарианец.
Но гораздо любопытней сюжет кинокартины, история создания фильма и сам Клинт Иствуд, без которого ничего из сказанного не могло бы состояться.
«Присяжный № 2»
Сопродюсером и режиссером юридического триллера является Клинт Иствуд, а сценаристом — Джонатан Абрамс. В фильме снимались Николас Холт, Зои Дойч, Тони Коллетт, Меган Мидуч, Эндриэн С. Мур, Дж. К. Симмонс, Кифер Сазерленд и другие актеры. Композитор — Марк Манчина, известный тем, что сочинил партитуру к фильму К. Иствуда 2021 года Cry Macho (в России под названием «Мужские слезы»).
В фильме «Присяжный № 2» показаны переживания сомнений, ответственности и действия мужчины, призванного в жюри присяжных на процессе по делу об убийстве. Премьера состоялась на закрытии 38-го кинофестиваля AFI Fest 27−28 октября 2024 года.
В ноябре 2024 года кинокартина уже показана в кинотеатрах США, Франции, Великобритании и других стран. Причем первые кассовые сборы только за один день показа определяются в зарубежных СМИ в цифрах от 90 000 долларов в первый день до 260−270 000 долларов за два выходных дня. По официальным данным бюджет фильма обозначен в открытых источниках в 35 млн. долларов США.
Нетипичный и долговременный анонс и релиз фильма вызвал дополнительный интерес, когда кинокомпания распространила сведения о том, что фильм дебютирует на кинофестивале «Maкс» 20 декабря 2024 года в категории Max original. Однако фактически и для многих неожиданно премьера состоялась на закрытии кинофестиваля AFI Fest. Сразу после этого Warner Bros. выпустила фильм в прокат 1 ноября 2024 года одновременно едва ли в 50 кинотеатрах страны.
Фестиваль Американского института кино
Американский институт кино (AFI) — это некоммерческая организация в области кинематографии, основанная 5 июня 1967 года в городе Лос-Анджелес, Калифорния, США. Кроме бизнесменов и влиятельных деятелей культуры американской киноиндустрии, у истоков ее стоял известный обладатель мировой славы Грегори Пек. С тех пор AFI поддерживается за счет частного финансирования и государственных членских взносов.
Фильмы, отбираемые для кинопоказа компетентным жюри AFI, распределены по разным разделам, относящимся к премьерам гала-концертов в формате престижной «Красной дорожки», специальных показов, документальных фильмов, новых открытий (случай Иствуда) и конкурсов короткометражных фильмов.
В профессиональных кругах фестиваль также позиционируют как выставку новинок киноиндустрии года с возможностью для мастеров-кинематографистов и начинающих артистов встретиться со зрителями в Нью-Йорке. Как ежегодный «праздник художественного совершенства Американского института кино». Единственный фестиваль соответствующего масштаба в США, где вход является бесплатным для публики.
Академия кинематографических искусств и наук признает AFI Fest фестивалем, отборочным в категории короткометражных фильмов для ежегодной премии «Оскар» будущего года.
Легендарный Клинт Иствуд
Клинту Иствуду (род. 31 мая 1930) было 93 года, когда он приступил к съемкам сорокового по счету в собственном бэкграунде художественного фильма «Присяжный № 2». Также в СМИ опубликована информация о том, что Клинт Иствуд-младший этой кинокартиной хочет завершить активную творческую карьеру режиссера и актера, которая принесла ему четыре престижных в кинематографе награды «Оскар» и очень много наград менее престижных, но ценных, с разных кинофестивалей и свидетельствующих о мировом признании и популярности яркого представителя Голливуда.
Говорить об Иствуде давно можно как о легенде кинематографа и даже общественной деятельности. Его не обходит и внимание политических фигур, ведь Клинт Иствуд известен еще и как администратор, управлявший муниципалитетом. Он в 1986 году избран 30-м по счету мэром города Кармел-бай-те-Си с населением около 4 тыс. жителей. Исполнял обязанности в течение двух лет.
В процессе этой деятельности оставил растиражированные СМИ впечатления не только в США, но и по всему миру, как автор и лоббист местного закона о запрете поедания мороженого на улицах города и в общественным местах, кроме соответствующих кафе, рестораций и заведений питания. Основанием проведенного законопроекта регионального значения обозначена забота о гастрономической культуре граждан и чистоте улиц и полов в общественных местах. Вот бы нам такие проблемы…
В феврале 2010 года Иствуд отмечен президентом США Б. Обамой премией в области искусств и гуманитарных наук. Обама образно охарактеризовал свои впечатления о фильмах Иствуда как
Также можно сказать, что фильмы Клинта Иствуда заставляют задумываться и способствуют критическому мышлению и саморефлексии.
Кроме прочего, в багаже Иствуда престижная премия «Награда имени Ирвинга Тальбергана» (1995). На Международном фестивале киномузыки в Самоборе в 2013 году Иствуд получил премию «Золотая сосна» «за выдающиеся достижения».
Впрочем, наград у пока четырежды оскароносного актера и режиссера очень много. По правилам жюри престижной премии «Оскар», рассмотрение заявок и награждение достойных профессионалов в разных номинациях произойдет весной 2025 года. Уместно полагать, что фактор 95-летия (2025) признаваемого во всем мире талантливого режиссера будет учитываться при рассмотрении заявок, кроме фактической ценности кинокартины как вклада в искусство.
Из прежних престижных наград Премии Американской академии кинематографических искусств и наук, с 1940-х годов известной как «Оскар», отметим две статуэтки и премии за «Непрощённый» (время вручения 1993) в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер»; и в 2005-м — в тех же номинациях за фильм «Малышка на миллион». Удостоен двух высших гражданских наград Франции: стал командующим Орденом искусств и словесности в 1994 году и награжден Орденом Почетного легиона в 2007 году.
В актерском, сценарном и режиссерском амплуа Клинт Иствуд считается непревзойденным мастером коротких диалогов и многозначительных взглядов. Иногда такие взгляды со сдвинутыми бровями и характерным актеру прищуром глаз холодят душу, и зрители и поклонники его творчества уже привыкли, что за взглядами непременно следуют действия.
Тем не менее талант Иствуда выразился разнообразно. Он не стал, как думают многие не знакомые с творчеством, только «звездой спагетти-вестернов и крутых боевиков», а воплотил на экране истории с захватывающими сюжетами от мелодрам с качественным сюжетом любящих пар — к примеру, «Мосты округа Мэдисон» (и др.), до военных драм («Письма с Иводзимы», «Снайпер» и др.) и боевиков. Актер замечательно играл неподкупных полицейских с претензией на независимость («Грязный Гарри», «Кровавая работа», «Блеф Кугана» и др.), в психологических драмах «Мужские слезы», «Гран Торино», «Наркокурьер», выступил как режиссер в экранизированных историях «Крученый мяч» и «Дело Ричарда Джуэлла».
Актер, кинорежиссер, кинопродюсер, композитор Иствуд-младший довольно внимателен к поклонникам и в человеческом плане коммуникации. В 2012 году в России лично удалось получить его письмо — в ответ на мое обращение к нему, направленное на адрес кинокомпании. Это свидетельствует и о том, что Клинт Иствуд не закрывается от общения с почитателями его таланта из разных стран мира.
В России в ведущем издательстве страны в 2021 году в серии «Легенда! Актёры, изменившие кинематограф» вышла 368-страничная биография звезды мирового кинематографа.
Версии о том, что фильмом «Присяжный № 2» 94-летний режиссер, поедающий, по собственному признанию в одном из интервью, бурый рис для долголетия, завершит свою творческую карьеру, условно не выдерживают пока критики. Так, в 2025 году анонсирован ремейк фильма «Сквозь строй» (The Gauntlet), который ранее, в 1977 году, успешно продюсировал Клинт Иствуд.
Режиссерский посыл зрителям
Что касается нового фильма «Присяжный № 2», позиционируемого в анонсах как юридический триллер и вышедшего в прокат, то по сюжету он напоминает (но не повторяет) известную психологическую «студийную» драму режиссера Н. Михалкова «Двенадцать» о сложных спорах присяжных поверенных в вопросах морали и человеколюбия, проявленных в подчас непредсказуемых обстоятельствах. Когда зрителям предложена к осмыслению не столько характеристика главного героя, которую, возможно, следовало бы защищать, сколько ошибка системы, которую надо было исправить.
Некоторые фильмы Иствуда остались в памяти кинозрителей с «открытым финалом», что несомненно подводит к тому, чтобы задумываться о сути вещей и обстоятельств. Для дальнейшей интерпретации смыслов оставлено открытое пространство интерактивного фильма: главный вердикт выносить будут зрители.
Из мнений кинокритиков можно выделить цитату, говорящую за себя:
…за фасадом благополучия и гармонии всегда скрыто что-то зловещее, не проговоренное, спрятанное от самих себя. Грехи и грешки, чувство вины и осознание ответственности, всепобеждающая детская обида на мир: «Ну ведь я хороший, как же я могу сделать что-то плохое?» Отнюдь не одни американцы без труда узнают себя в этом безжалостном портрете.
В новом фильме К. Иствуда едва уловимым эпизодом, на втором плане в виде билборда за спиной одной из героинь, намеком проскакивает слоган «Хочешь правосудия — выбирай Веру». Возможно, именно в таком смысле скрыта сермяжная правда, которую хотели донести до зрителей режиссер и его коллеги.