Днями на одном из кино-форумов увидел, что человек, вкусам которого я безусловно доверяю, поставил финскому фильму «Пустота» отличную оценку. Заинтригованный (ну-ка, ну-ка, а что там такого выдающегося снимают наши соседи?!), нашел его в Сети и посмотрел.
Потом, уже после просмотра, полазил по Интернету,
Главное доказательство этого — те деньги, что принесли люди в кассы кинотеатров. Только в Финляндии фильм показывали… 13 000 сеансов. Да-да, тринадцать тысяч! Для небольшой Финляндии это цифра огромного размера!
А ведь зрителя никто не принуждал… Сам, по своей собственной воле пошел он в кинотеатр, купил билет, посмотрел… И, похоже, потом своим друзьям, знакомым, коллегам посоветовал: «Сходите!». Тринадцать тысяч…
И не только зритель, но и специалисты достаточно высоко оценили этот фильм. В следующем после премьеры 2019 году он получил четыре статуэтки национальной кинопремии «Юсси»: как лучший фильм года, а также за лучшие режиссуру, монтаж (Саму Хейккиля) и звук (Туомас Клааво). А в апреле того же года на Московском международном кинофестивале актер Томми Корпела (исполнитель одной из главных ролей — писателя Ээро Кайла) получил приз «Серебряный Георгий» в номинации «За лучшее исполнение мужской роли».
Между тем изначально производство «Пустоты» не получило поддержки от Финского фонда кино, и в течение четырех (целых четырех!) лет фильм создавался исключительно стараниями волонтеров. Даже задействованные в съемках ведущие финские киноактеры работали… бесплатно. Хотя все они — не последние люди в своей профессии.
Так, тот же Томми Корпела трижды получал премию «Юсси» за лучшую мужскую роль. Его партнеры Ханну-Пекка Бьёркман (исполнитель роли приятеля Ээро, но в отличие от него, успешного писателя Илмари Куутса, дважды лауреата наипрестижнейшей финской литературной премии Эйно Лейно и, похоже, не только её) и Лаура Бирн (исполнительница роли подруги, а потом и жены Ээро, начинающей актрисы Пихлы Саксдорф) получили статуэтку «Юсси» по разу. Ханну-Пекка в 2005 году, Лаура в 2013-м. Соответственно, за лучшую мужскую и женскую роли.
И это немного радует. Не всегда и не все упирается в деньги. Оказывается, и без них можно делать хорошие вещи. Просто нужно подобрать дружную команду высокопрофессиональных единомышленников и верить… Невзирая ни на что верить: все получится! Очень на то похоже, что у Алекси Салменперя и ставших рядом с ним людей получилось! Как минимум, хорошее добротное кино высокого качества.
Хотя, казалось бы, проблематика фильма — взаимоотношения живущих вместе двух талантливых личностей, так или иначе связанных с миром искусства (он — писатель, она — актриса) — достаточно далека от повседневной жизни обычных людей, мало знакомых с творческим процессом и его муками. Основа фильма — сцены из их совместной, а затем и семейной жизни.
Ээро — писатель, издавший свой последний роман более пяти лет тому назад и вот уже долгое время (два-три года, как минимум) страдающий от жалости к себе и творческих мук. И его следующий роман-бестселлер, по ходу сюжета, так и не появится на свет. А под него (и под следующий роман!) уже получены гонорары. Издатель рвет и мечет — все оговоренные контрактом сроки (даже продленные по доброй воле заказчика) уже давно вышли. Поэтому следующая встреча обеих сторон состоится в суде, который Ээро ожидаемо проиграет. 140 000 евро взыщет с него суд. И откуда их взять?!
У его подруги (а потом и супруги) дела обстоят несравненно лучше. Пихла — актриса. И вполне успешная. После нескольких кинолент европейского уровня ей предлагают… Роль в Голливуде!
При этом каждый из них ориентирован исключительно на свое творческое я и не готов наступить на горло своей собственной песне, чтобы оказать посильную помощь любимому человеку.
Тем более, у обоих перед глазами семейная история родителей Пихлы, отец которой когда-то пожертвовал своими творческими амбициями, чтобы его супруга смогла успешно реализовать точно такие же амбиции, но уже свои. Сейчас он об этом жалеет. И мать Пихлы это видит, чувствует и понимает. Скорее всего, именно по этой причине семья родителей Пихлы распадается.
Так стоит ли ставить крест на своих личных творческих амбициях, если это (вот живой пример — перед глазами) мало кому помогает?
Но у коллеги Ээро и его хорошего приятеля, успешного писателя Илмари, несколько иной подход к решению этого вопроса.
Когда Ээро, практически разорвавший отношения с Пихлой, уехавшей на съемки в Америку со своим маленьким сыном (но не сыном Ээро, как все запутано в этой «Пустоте»!), приезжает в гости к Илмари на север Финляндии, в Лапландию, у того уже готова рукопись нового романа.
Ээро, первый её читатель, приходит в восторг. А приятель великодушно предлагает ему:
— Бери. Её ещё никто не видел. Никто о ней не знает. Скажешь, что это твой роман.
И предупреждает:
— Бери. Иначе сожгу!
И когда, в ответ на все его уговоры, Ээро упорно продолжает покачивать головой: нет, мол, это твой роман, — бросает рукопись в разведенный из разного хлама во дворе его дома костер. Ээро спасает уже порядком обгоревшую рукопись и уезжает. А потом, узнав о смерти Илмари, передает рукопись издателю как свою.
И на него обрушивается слава! Которой он почему-то, похоже, совсем не рад. И, скорее всего, звонок из Лос-Анджелеса, из которого он узнает, что Пихла попала в аварию и маленькому мальчику (не его ребенку) нужна помощь, Ээро воспринимает как звонок во спасение. Он бросает все и летит в Америку.
Не думаю, что из-за скудости бюджета, но фильм… Почти весь — черно-белый. Давно не смотрел монохром. Даже как-то завораживающе подействовало. Тем более, так же давно не видел и такой изумительной операторской работы, такого количества крупных планов. Оригинально. И, как по сегодняшним дням, на мой взгляд, довольно смело. Передать то, что хочешь донести до зрителя, не только через диалоги героев, но и через их мимику, жесты, взгляды. Красноречивое молчание в ответ на заданный вопрос.
Есть в фильме и отрезки, снятые в цвете. Их немного, но они есть. Как мне показалось, цветные отрезки должны показать переломные моменты в жизни каждого из героев. И до финала отрезок в цвете — о ком-то одном.
Вот Ээро на грузовом корабле, в надежде, что долгое морское путешествие, новые люди, страны, впечатления помогут преодолеть ему творческий кризис. Вот Пихла снимается уже не в финской, а европейской киноленте, в ходе которой у неё завязываются отношения с малоизвестным английским актером, будущим отцом её ребенка.
А на цветном отрезке финала мы видим всех троих. Ээро с малышом и… Пихлу. Правда, Пихла не вместе с ними. Где-то рядом, но отдельно от Ээро с малышом.
И очень хочется верить, что это только пока. Пока отдельно. А потом они обязательно будут все вместе.