Как режиссер Иван Пырьев начал снимать кино?

Реклама
Грандмастер

Знаменитые картины советского кинематографа

Иван Александрович Пырьев — один из великих режиссёров, создавших славу советского кино, вместе с такими корифеями, как Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров.

Родился Пырьев в 1901 году, в городке Камень-на-Оби, что ныне расположен в Алтайском крае. В возрасте 14 лет, то есть в 1915 году, он сел в эшелон, отправлявшийся на фронт, и благополучно достиг передовой. Как его не вернули обратно, понять сложно. Тем не менее юный Ваня успел повоевать с немцами, и даже получил два Георгиевских креста: третьей и четвёртой степеней.

Тут грянула революция, затем Гражданская война, то да сё. В общем, в кино Пырьев пришёл в 1925 году, окончив сперва актёрское отделение соответствующего (уже советского) учебного заведения, а затем — и режиссёрское.

Но сразу снимать Ивану Александровичу не довелось. Несколько лет он был ассистентом у разных режиссёров, и ассистентом хорошим. И тут вдруг в 1928 году выяснилось, что в производство запущен сценарий «Посторонняя женщина», а снимать-то фильм и некому!

Реклама

Пырьев как-то сразу влился в процесс, перекроил сценарий, а затем и снял свой первый фильм. Принят он был довольно благосклонно, и так Иван Александрович стал полноценным кинорежиссёром.

После этой ленты в 1931 году режиссёр выпускает на экраны кино «Государственный чиновник». Его подвергли жёсткой критике, усмотрели в ленте излишнее очернение действительности. Пришлось основательно переделать фильм, а потом и вовсе положить в архив.

Первый звуковой фильм Пырьева «Конвейер смерти» был посвящён Германии 1930-х годов и, ясное дело, критике окрепшего там фашизма. Драма «Конвейер смерти» рассказывала о судьбе трёх сестёр в гитлеровской Германии и вполне хорошо была принята как критиками, так и зрителями.

Реклама

В это время в советской культуре было много произведений о величии советского строя, о достижениях социалистического строительства и борьбе с разнообразными противниками этого самого строительства. Не обошёл эту тему и Пырьев. Возможно, ему намекнули снять фильм на какую-нибудь злободневную тему. А возможно, он и сам пожелал сделать что-нибудь о современных реалиях.

Реклама

Как бы там ни было, в 1936 году Иван Александрович снимает фильм «Партийный билет», который изначально назывался «Анка». Снималось это кино по сценарию Екатерины Виноградовой.

Но подлинный успех и слава к Пырьеву пришли после того, как он выдал комедию «Трактористы». И хотя в фильме тоже присутствовали некоторые злободневные политические моменты, он оказался довольно лёгким и жизнеутверждающим. Это сразу же оценили зрители и кинокритики.

В «Трактористах» снимались легендарные советские актёры: Марина Ладынина (жена Пырьева), Николай Крючков, Пётр Алейников и Борис Андреев. Песня «Три танкиста», которая звучит в начале фильма, совсем скоро стала всенародно любимой.

Реклама

Собственно, фильм делали довольно тщательно в плане картинки и звука. В прокат он вышел лишь 3 июля 1939 года.

За этот фильм Ладынина, Пырьев и Крючков получили в 1941 году Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства.

Вслед за «Трактористами» режиссёр выдал ещё один шедевр — ленту «Свинарка и пастух». Фильм-комедия в стихах с довольно простым сюжетом покорил сердца зрителей сразу. В этом кино снимались в главных ролях Марина Ладынина и Владимир Зельдин.

Интересно, что «Свинарка и пастух» заканчивали снимать осенью 1941 года. Режиссёр даже уточнял у руководства, этично ли это делать в условиях войны. Ему сказали, что именно сейчас и нужен светлый музыкальный фильм, дающий советским людям веру в будущее. Тогда Пырьев со съёмочной группой мобилизовался и в этом же году выдал законченный вариант своего фильма, сразу же ставшего классикой отечественного

Реклама
кинематографа.

В годы войны требовались патриотические киноленты, и режиссёр снял кино «Секретарь райкома». Повествовало оно о партизанской борьбе в тылу врага, но шедевром так и не стало.

Когда в воздухе явственно запахло победой над фашизмом, Пырьев вернулся к жанру музыкальной комедии и снял добрый фильм «В шесть часов вечера после войны». Критики отнеслись к нему неоднозначно, а вот зрителям он полюбился как раз за лиричность и душевность.

Первый послевоенный игровой фильм Иван Александрович снял в 1948 году. Это была лента «Сказание о земле Сибирской». Этот фильм, кстати, был третьим по счёту цветным фильмом в СССР.

Реклама

Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ


В 1948 году его посмотрело 34 000 000 человек только в нашей стране!

В 1949 году на экраны страны выходит фильм «Кубанские казаки», который имел большой успех в СССР.

Когда грянула перестройка, Пырьева задним числом стали упрекать, что вот, мол, в «Кубанских казаках» действительность показали максимально выхолощенной и неправдоподобной. Что не могли так люди жить в условиях «жуткой» сталинской эпохи.

Однако перестройка закончилась, и тут выяснилось, что режиссёр снимал свой фильм именно на Кубани, а не в павильонах. И что в те послевоенные годы в Краснодарском крае действительно существовали преуспевающие колхозы-миллионеры, жизнь в которых была вполне сытой. То есть Пырьев, конечно, действительность приукрасил, но не так радикально.

Реклама

Следует заметить, что фильмы Ивана Александровича ценил не только простой народ, но и высокое руководство. Как результат этого — шесть Сталинских премий, последняя из которых присуждалась Пырьеву в 1951 году.

Реклама

Помимо игровых фильмов, Иван Александрович занимался и документальным кино. Он же, кстати, основал Союз Кинематографистов СССР и первое время был его руководителем.

Последней крупной и глубокой работой Пырьева стал трёхсерийный фильм «Братья Карамазовы». Закончить его самому режиссёру не удалось — он умер 7 февраля 1968 года.

А фильм «Братья Карамазовы» всё-таки вышел на советский и мировой экраны. Его в соответствии с пожеланиями режиссёра закончили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

И этот фильм тоже прочно вошёл в классику отечественного кинематографа, в которой остаётся вот уже шестой десяток лет…

Реклама