Вообще-то, часть археологов в некоторых наскальных изображениях эпохи неолита видят гротескность изображения противников «своих» героев. Правда, предполагается, что это было частью ритуала: так художник пытался «наколдовать» удачу, чтобы в предстоящем сражении противник был слабее.
Почему карикатуру так назвали? В Интернете я нашел объяснение, что:
…термин «карикатура» произошел от итальянского слова caricare, что значит «преувеличивать», «искажать».
Правда, глагол caricare, хотя и имеет много смыслов, но переводится как «загружать/грузить» и синонимы. Но в самом конце списка есть глагол «увеличивать» и «усиливать» — возможно, имелось в виду преувеличение отдельных черт персонажа.
Шло время. Бумага дешевела, появилось книгопечатание. Поскольку грамотных среди простого народа было мало, большое распространение получили графические изображения, картинки. В России их называли лубком.
В средневековой Европе огромным успехом пользовалась политическая карикатура. По рукам ходило много карикатур на различных церковных деятелей, порицая их стяжательство, снобизм, и на сеньоров разных регионов, выпячивая их отрицательные черты.
Большую роль в жанре сыграл великий Леонардо да Винчи. В его зарисовках многие современники представали предельно похожими на самих себя, но с гротескно усиленными чертами, отображавшими их характер.
Очень многие знаменитые художники эпохи Ренессанса рисовали карикатуры. Среди таковых были Иероним Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Микеланджело, Тициан и многие другие.
Правда, карикатуристам во все времена приходилось ощущать на себе тяжесть тогдашнего правосудия. Так Шарль Филипон, создавший и публиковавший одну из первых газет, основанных на карикатурах (называлась она La Caricature), изобразил короля Луи-Филиппа в виде груши, за что был предан суду и приговорен к большому штрафу и нескольким месяцам тюрьмы. За то, что карикатура имела огромный успех среди населения.
А англичанина Джеймса Гилрея, посмевшего рисовать карикатуры на Наполеона, приговорили во Франции к казни через повешение. Так что ему пришлось остаться в Англии, так сказать, во избежание.
Расцвет искусства карикатуры начался в XIX веке — когда началась эра массовых газет. Грамотность населения значительно улучшилась. Но лень-то никто уничтожить не может, потому очень многие люди предпочитают вдумчивому чтению просмотр картинок.
В России в это время был расцвет лубка и соответствующих газет для бедных. Вспомните, как у Некрасова в «Кому на Руси жить хорошо» описано, какие картинки насколько быстро расходились среди крестьян на ярмарках.
Наконец пришел век XX, век роста грамотности населения. Однако карикатура вовсе не утратила своего значения.
В СССР плакаты из «Окон РОСТА» висели на перекрестках многих городов РФ. Ведущие газеты страны победившего социализма каждый день выходили с новыми карикатурами мастеров этого жанра, таких как Кукрыниксы, Борис Ефимов, Дмитрий Моор и многих других (в списке ведущих карикатуристов СССР в сетевой энциклопедии — 93 фамилии!).
В Европе были знамениты Жан Эффель, Херлуф Бидструп и многие другие. Серии карикатур отличных карикатуристов становились комиксами и приобретали всемирную славу. Книги-сборники карикатур выходили миллионными тиражами — их просто сметали с прилавков.
В эпоху Интернета, когда многие печатные СМИ теряют позиции и прекращают свое существование, их электронные версии, выходящие на сайтах, остаются востребованными среди населения. Вот только теперь это JPEG-файлы, а не картинки в газете или журнале.
Среди потребителей по-прежнему много любителей печатной продукции. Однако количество просмотров различных карикатур и комиксов в Интернете на порядки превосходит бумажные издания комиксов и сборников карикатур.