Восстание Ивана Болотникова, которое долгое время во времена СССР тоже именовали «крестьянским», началось 12 июня 1606 года. Однако поначалу оно вовсе не было восстанием крестьян.
Происхождение Ивана Болотникова точно неизвестно. Говорят, что он был сыном обедневшего боярина, который от безысходности и крайнего безденежья продался в холопы князю Андрею Андреевичу Телятьевскому. Точнее — в боевые холопы, практически в дружинники. Есть версия, что он жил на Дону и был атаманом казацкой ватаги.
Согласно же единственному письменному источнику тех лет, мемуарам, написанным Конрадом Буссовым, немецким офицером, служившим Лжедмитрию I: Болотников был простым холопом у князя Телятьевского, от которого и бежал на Дон, где стал казаком. В одном из походов «за зипунами» их ватага была разбита, а Иван попал в рабство.
Некоторое время он был гребцом на турецкой галере. Но после одного из морских боев, после поражения турок в схватке с кораблями венецианского флота, галеру захватили их корабли. При этом рабы-христиане были освобождены. Так Иван Болотников попал в Венецию.
Проживал он там на немецком купеческом подворье. Очевидно, пришелся ко двору, раз не выгнали на улицу. Однако новости о последних событиях в России, о чудом воскресшем царевиче Димитрии, взошедшем на трон, а затем свергнутом заговорщиками — но (опять-таки) чудом спасшимся, заставили его тронуться в путь.
Его дорога домой пролегала через Германию и Польшу. В Польше, в замке Мнишеков, он встретился со «спасшимся» царевичем. Под видом царевича с ним говорил авантюрист Михаил Молчанов, который был одним из слуг Лжедмитрия I. При побеге из Москвы он успел утащить некоторые царские регалии Самозванца, в том числе и большую золотую печать.
Этой печатью самозванец в квадрате (ибо он притворялся Самозванцем) запечатал письмо от «царевича Дмитрия» к князю Григорию Шаховскому. Болотников в этом письме был представлен как эмиссар царя всея Руси Дмитрия и большой воевода этого царя.
Судя по тому, что Болотникова приняли в замке Мнишеков и с ним разговаривали приближенные к хозяевам, а не слуги, да, тем более, дали письмо к сообщникам в России — был он по крайней мере не похож на беглого холопа.
При поддержке дружины князя Шаховского Болотников начал боевые действия против царя Василия Шуйского. Восстание активно поддержали казаки под началом Прокопия Ляпунова, стрельцы под руководством Истомы Пашкова и даже некоторые служилые дворяне. Вливались в войско также крестьяне и холопы.
В сентябре 1606 года повстанцы разбили высланные против них царские войска под Кромами, в октябре того же года они победили при Ельце. 22 октября 1606 года Болотников разбил свой лагерь под самой Москвой, в селе Коломенском. Его войска держали в осаде Москву. При этом москвичи готовы были вернуть на царство воскресшего царевича Дмитрия, но просили показать его народу. А царевич так и не приехал…
Василий Шуйский тем временем укрепил Москву и начал громить отряды Болотникова, рыскавшие вблизи города. Постепенно царские войска стали пересиливать восставших. Болотников вынужден был бежать к Калуге. Здесь он собрал около 10.000 своих сторонников и в мае 1607 года разбил посланное против него войско. Отсюда он начал свой второй поход на Москву.
Однако в июне 1607 года в битве у реки Восьмы он был разбит и отступил к Туле. Тулу осадило войско царя, и в октябре 1607 года восставшие сдались. Руководителя восставших сослали в Каргополь, где он вскоре был убит. Вначале его ослепили, а потом утопили в проруби.
Восстание подавили, но Шуйскому не суждено было основать династию, вскоре скинули с трона и его. До конца Смуты было еще около 5 лет.
А восстание назвали крестьянским, наверное, из-за того, что сам Болотников был из холопов. А кто в советском руководстве начала XX века разбирался, в чем в те времена была разница между крестьянами и холопами.