Это фото снято немецким фоторепортером в Варшавском гетто во время депортации. Некоторые историки считают, что мальчик на фото — Цви Нуссбаум. Его родители, братья и сестры погибли еще в начале Второй мировой, и он оказался в семье своего дяди. Приемные его родители тоже погибли, но позже. Мальчику несказанно повезло остаться в живых. Одному из всей своей многочисленной родни.
Сразу после оккупации Польши нацисты стали концентрировать живших здесь евреев в гетто. Варшавское гетто было создано 2 октября 1940 года, и к апрелю 1941 года за трехметровой стеной, огораживавшей несколько кварталов Варшавы, находилось уже свыше 450 000 человек.
Нацистский план «Рейнхард» предполагал тотальное уничтожение евреев по всей Польше в рамках «Окончательного решения еврейского вопроса». Реализация этого плана была начата 22 июля 1942 года. За полгода из гетто в лагеря Треблинку и Майданек на уничтожение было вывезено примерно ¾ жителей, в основном женщины, пожилые люди и дети. Молодые мужчины оставались — они работали в немецких цехах. К началу 1943 года в гетто оставалось около 60000 человек.
9 января 1943 г. гетто осмотрел Генрих Гиммлер, а 18 января была намечена депортация в газовые камеры лагерей смерти большей части оставшихся евреев. Операцию предполагалось провести в несколько этапов, так как газовые камеры и крематории Треблинки и Майданека не готовы были разом принять такое количество жертв.
Однако в тот день приговоренные к смерти осмелились восстать. Члены еврейских подпольных организаций напали на охрану колонн евреев, отправляемых на площадь
В Варшавском гетто подпольно работали ZOB (Żydowska Organizacja Bojowa — Еврейская боевая организация) и ZZW (Żydowski Związek Wojskowy — Еврейский военный союз). Обе эти организации готовили вооруженное восстание, хотя и понимали, что шансов победить в этом бою у них нет. Главное их желание было — умереть непокоренными, убив перед этим как можно больше немцев.
После первого столкновения в январе немцы постарались максимально изолировать гетто. Жители тем временем пытались как-то вооружиться. У них было несколько десятков пистолетов, некоторое количество пулеметов и автоматов. И много гранат и бутылок с зажигательной смесью. Оружием с ними делились партизаны, они же обучали военному делу добровольцев.
Наконец 19 апреля 1943 г. началась окончательная чистка гетто — и сразу же вспыхнуло восстание. Первые несколько батальонов Вермахта, пытавшиеся в тот день войти туда, вынуждены были отступить. Однако вскоре они, сначала подведя бронетехнику, а затем и артиллерию, снова двинулись на осаду восставшего анклава.
Подготовленных бойцов с опытом городских боев в гетто не было, только около 1500 обученных обращаться с оружием добровольцев. В ходе восстания многие жители гетто тоже присоединились к восставшим, но они, в массе своей, вовсе ничего не умели и не имели оружия. В достатке у них было только желание бороться.
Проходя под землей через канализацию, восставшие смогли вывести несколько десятков человек из зоны боев, чтобы они потом, уже сами, как-нибудь добрались до леса и попробовали найти партизан. Используя подземные проходы, в конце апреля они смогли устроить диверсию на железнодорожной станции, подожгли несколько вагонов военного эшелона и подорвали пути. Всего через год с небольшим, во время
Восставшие держались до начала мая, но уже в десятых числах месяца основные очаги были подавлены и началась зачистка территории.
Большинство обитателей гетто были убиты во время боев или после — при «зачистке». Несколько тысяч чудом оставшихся в живых были отправлены в Треблинку и Майданек. Возможно, что кто-то из них (единицы) дожил до конца войны.
Несколько сотен бывших жителей гетто смогли по канализации выбраться из Варшавы и добраться до лесов, до партизан.
Немного было в той войне таких боев, когда заведомо намного более слабые гражданские, по большей части невоеннообязанные, бросались на убийц, почти без оружия. И пусть они проиграли, но заставили врага заплатить кровью.