От иноверцев требовалось совсем (с точки зрения римлян) немного: признавать власть римского императора над собой и называть его «Господом», а также поклоняться идолам, которых, как мы знаем, в Риме было очень много.
В отличие от того же иудейства, христианство было для консервативных римлян «новой» религией, а значит, не имеющей исторических корней и нежизнеспособной.
Первые христиане были активными миссионерами и привлекали к себе много людей самых разных верований, искавших истину. Поэтому среди новообращённых часто встречались личности маргинальные, с точки зрения официальных властей.
Вдобавок к этому, среди обывателей (и не только) стали циркулировать странные слухи насчёт христианских общин. Дескать, там поклоняются ослиной голове, устраивают кровосмесительные оргии, а ещё хулят наших богов, практикуют каннибализм, и так далее, и тому подобное…
16 июля 64 года в Риме случился грандиозный пожар. Людская молва приписала это деяние императору Нерону. Он, конечно, был неприкосновенным, но имел довольно слабую популярность. К тому же, действительно позволял себе весьма глупые поступки. Однако Нерон быстро сориентировался и обвинил в поджоге христиан.
Таким образом, теперь мы можем точно утверждать, что в те годы христианская община в Риме была довольно большой, раз её замечал сам император.
В тот раз в столице было казнено много верующих. Но репрессии затронули только Рим и не распространились на всю империю. То есть через некоторое время христиане вернулись к своему привычному жизненному укладу.
Через 17 лет после описываемых событий, то есть в 81 году нашей эры, Римской империей стал править Домициан. На троне он сидел не так уж и много — 15 лет.
Однако Домициан придумал хитрую штуку: он провозгласил себя «богом и владыкой». Раз так, то возник новый культ — культ Домициана. Тут же император объявил, что все, кто не желает поклоняться новому культу, будут считаться изменниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Собственно, до этого уже был обычай в стране поклоняться духу, который якобы «живёт» в императоре и помогает справедливо управлять страной. Однако Домициан пошёл немного дальше.
Ясное дело, такое положение дел не понравилось не только христианам, а и многим другим жителям Римской империи. Например, в 91 году нашей эры был казнён римский консул Акилий Глабрион, а в 95 году — консул Флавий Климент. При этом жена Флавия была отправлена в ссылку.
Император Домициан был убит в 96 году. После этого события репрессии против христиан значительно ослабли, и многие из них смогли спокойно вернуться в Рим.
Казалось, теперь верующим можно было вздохнуть спокойно. Но не тут-то было. Император Траян, который пришёл после Димициана, издал указ, согласно которому христиане лишались прав в Римской империи.
Это случилось после того, как имперский наместник Плиний Младший прислал императору из провинции Вифинии (в Малой Азии) письмо с описанием того, что языческие храмы на его территории пустуют, жертвенное мясо почти никто не покупает. И всё это происходит по причине распространения христианства.
Траян, который вроде как не хотел лишнего кровопролития, ответил Плинию в том духе, что судить (и казнить) христиан можно, потому что они исповедуют «грубое и безмерное суеверие».
Следует пояснить, что в римском праве существовала интересная норма: если обвинитель не мог доказать, что человек виновен в том или ином деянии, то самого обвинителя приговаривали к тому наказанию, которое он изначально требовал. Поэтому обвинений в адрес христиан было не так уж и много. Однако казни и ссылки во времена Траяна случались, пусть и в меньших масштабах.
И ещё почти двести лет после описываемых событий римской истории христиане подвергались всяческим притеснениям, прежде чем император Константин (после 305 года) издал указ о веротерпимости.