Грянула Великая Отечественная война. Уже в самом её начале советская армия стала использовать реактивное оружие — те самые легендарные «Катюши».
Тем временем Терновский нёс службу в качестве командира артиллерии Охраны водного района Новороссийской базы. И здесь в феврале 1942 года он увидел реактивные снаряды, которые лётчики устанавливали на свои самолёты.
Терновский пошёл к своему командиру, а тот обратился к командованию авиацией Черноморского флота с просьбой выделить несколько установок со снарядами РС-82 для испытаний. Что и было сделано.
Усилиями Терновского и его единомышленников полученные установки были испытаны. После этого их решено было устанавливать на катера.
Известно, что в ночь на 20 сентября 1942 года именно такими катерами с ракетными установками была пущена на дно немецкая шхуна, пытавшаяся высадить на наш берег диверсантов.
В ночь на 4 февраля 1943 года уже наша шхуна «Скумбрия» приблизилась к немецким позициям и обстреляла их именно реактивными снарядами. Немцы шхуну-то увидели издалека, но решили, что это тихоходное судно им не опасно, за что и поплатились. По словам пленных гитлеровцев, удар реактивными снарядами с борта «Скумбрии» был очень силён и привёл их на некоторое время в полное замешательство.
В описанных выше случаях на военных кораблях Новороссийского порта применялись, скажем так, самодельные ракетные установки. И хотя эффект от этого был, Главное артиллерийское управление флота дало команду в Черноморский флот изъять ранее установленные устройства для пуска реактивных снарядов.
А чтобы не смущать военных, им сообщили, что советская промышленность уже приступила к выпуску 24-зарядных установок, которые буквально на днях появятся в войсках. Таким образом наша промышленность отреагировала на потребность Красной армии в катерах с ракетным оружием.
Собственно говоря, убедившись в эффективности ракетного вооружения, ещё в январе 1942 года ВМФ СССР заказал промышленности пусковые установки как раз с боевых машин типа «Катюша». Предполагалось, что такими установками будут оснащать катера на Волге, потому что немцы двигались и в этом направлении.
Однако при испытаниях выяснилось, что сухопутные реактивные штуки не подходят для катеров — им требовался больший угол поворота в горизонтальной плоскости. И тогда специальное конструкторское бюро московского завода «Компрессор» решило сконструировать пусковые установки именно для речных катеров.
Одна установка мыслилась надпалубной — для 132-миллиметровых снарядов, а две других — башенно-палубные, для снарядов калибром 82 мм и 132 мм.
После успешных испытаний наша армия получила большие и малые бронекатера с реактивными снарядами. Малый бронекатер имел установку для запуска 8 реактивных снарядов калибром 82 мм. Большой же мог «порадовать» противника запуском 24 реактивных снарядов того же калибра.
И хотя в Сталинградской битве эти бронекатера практически не участвовали, они пригодились позднее — на Днепре и Березине, а затем и в боях с гитлеровцами за пределами СССР.