Как бронепоезда действовали в Великую Отечественную войну?

Реклама
Грандмастер

С началом Великой Отечественной войны в частях Красной Армии находились бронепоезда, которые, как оказалось, были слабо подготовлены к серьёзным боевым действиям. Руководство страны дало команду изготовить несколько бронепоездов, отвечающих современным реалиям. И эта задача была успешно выполнена.

Следует заметить, что бронепоезда готовились под пристальным вниманием генерал-полковника Федоренко. Тот являлся начальником Главного автобронетанкового управления Красной Армии и грамотно объяснил высшему руководству, в чём преимущество бронированных поездов в условиях начавшейся войны.

Известно, что с октября 1941 года по февраль 1942-го в сложных условиях военного времени в Горьком (Нижнем Новгороде) строили бронепоезд «Козьма Минин». Чертежи этого уникального сооружения были заблаговременно переданы в город Муром (Владимирская область), и там одновременно с «Мининым» собирали бронепоезд «Илья Муромец».

Реклама

Федоренко, лично принимавший поезда, высоко отметил их качества. И это были не пустые слова.

Казалось бы, зачем тратить время на поезда, привязанные к железным дорогам и являющиеся хорошей мишенью для гитлеровских самолётов? Однако в Главном бронетанковом управлении думали по-другому и смогли создать отличные боевые единицы для фронта.

Новые бронепоезда получили броню от 30 мм до 45 мм, что надёжно защищало экипаж и десант от пуль и осколков. Броня, разумеется, была толще в самых ответственных местах.

Будка машиниста была бронированной, и она сообщалась с командирской рубкой с помощью бронированного перехода. Первые боевые столкновения показали, что паровоз (пускай и защищённый листами брони) следует устанавливать в середине состава. Так было надёжнее — снижалась вероятность выхода из строя «сердца» бронепоезда.

Реклама

В целом состав представлял собой следующее: в середине — паровоз; затем (слева и справа) — закрытые платформы; после них (слева и справа) — открытые платформы; а затем (также слева и справа) — контрольные платформы.

Контрольные платформы, которые, получается, располагались в самом начале и в самом конце состава, несли на себе ремонтный материал и противопожарный инвентарь. То есть на этих контрольных платформах лежали рельсы, шпалы, молотки, накладки, болты, лопаты, костыли, а также ящики с песком. Таким образом решался вопрос с ремонтом неожиданно разрушенных подъездных путей.

Реклама

Крытая платформа несла на себе по две литых башни Т-34−76 и по четыре пулемёта. Два пулемёта стояли с одного борта, и два — с другого. Кроме того, в бронированных бортах имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.

Следует заметить, что описываемые бронепоезда построили более приземистыми. Оно и понятно — по такой цели сложнее попасть, чем по более высокой. Кроме того, бронированные борта «Минина» и «Муромца» изготовили наклонными, что также снижало вероятность повреждения в бою.

Из-за того, что авиация противника представляла собой грозную силу, на открытых платформах установили по две мощных зенитных полуавтоматических пушки. А так как к этому моменту на фронте успешно «дебютировала» наша легендарная «Катюша», то на бронепоездах смонтировали (на открытых платформах) реактивные установки.

Реклама

Как видим, несмотря на кажущуюся уязвимость, бронепоезда Великой Отечественной войны

являлись серьёзным и грозным оружием. Пулемёты, орудия, реактивные установки, возможность доставлять на себе десант к месту боя — всё это сильно беспокоило немцев, и они объявили настоящую охоту на бронированные поезда.

А уничтожить их представлялось делом довольно сложным. Мощная защита, возможность маневрировать, грамотный камуфляж (зимой — белый, летом — светло-зелёный или тёмно-зелёный) позволяли бронепоездам успешно действовать возле линии фронта и затем своевременно покидать опасные места.

Следует знать, что орудия «Минина» и «Ильи Муромца» могли вести круговой обстрел с дальностью поражения до 12 километров! То есть бронепоезду можно было и не находиться в непосредственной близости от передовой.

В общем, описываемые выше бронированные поезда Красной Армии с честью выполнили свои задачи в военное время.

Реклама