Как в СССР решали «цыганский вопрос»?

Реклама
Грандмастер

Не секрет, что во многих странах мира к цыганам относились (и относятся) с предубеждением. Их часто гоняли подальше от селений, обвиняли в различных злодеяниях, а то и убивали без всякого суда и следствия. Разумеется, такое положение дел сильно влияло на цыганскую культуру. Из статьи вы узнаете, как решались проблемы этого народа в нашей стране.

В царской России после многочисленных дискуссий решено было попытаться как-то социализировать цыган. В различных губерниях им начали выдавать паспорта, а в 1900 году в империи вышла книга «Цыганский язык: грамматика и руководство» автора Истомина.

В 1908 году в нашей стране опубликовали книгу на цыганском языке «Киселёвские цыганы». Её автором стал публицист В. Добровольский.

Примерно в это время в Воронежской губернии произошёл курьёзный случай.

Местная власть очень сильно хотела прекратить перемещения цыган и даже выделила им земли под застройку и хозяйственную деятельность. Каково же было удивление инспекторов, когда они поехали на место «оседлого» проживания цыган и увидели там всё те же повозки и костры. Просто теперь цыгане занимали вроде как свою землю и имели на неё соответствующие документы…

Реклама

После Октябрьской революции, особенно в первые годы существования советской власти, было сделано много для цыганского народа. Это вполне вязалось с новой политикой освобождения малых и вообще всех народов от гнёта богачей и их прислужников.

Реклама

В начале 20-х годов ХХ столетия в Москве существовал цыганский хор Егора Полякова. В этом театре были и молодые ребята, которые горели желанием изменить мир. Они создали в хоре комсомольскую ячейку во главе с прославившимся позднее актёром театра «Ромэн» Иваном Ром-Лебедевым.

Вышеупомянутые энтузиасты способствовали тому, что в 1925 году был разработан Устав добровольного общества «Всероссийский Союз цыган». Только вот существовало оно недолго — всего до 1928 года.

Однако и за этот короткий срок «Союз цыган» провёл определённую работу среди своих соплеменников, главным образом, среди кочевых. Конечно же, некоторые из них благодаря этому повернулись к новой жизни.

Реклама

В 1927 году советская власть дала добро на появление цыганского журнала «Романы зоря» («Цыганская заря»). Это печатное издание просуществовало до 1930 года. После этого в 1930 году стал выходить журнал «Нэво дром» («Новый путь»). Он, правда, издавался всего до 1932 года, и в свет вышло лишь 24 номера этого журнала.

Надо заметить, что литературный цыганский язык появляется лишь в 1927 году. И создаётся он на основе языка русских цыган. А так как в российской империи (а затем и в СССР) существовали различные цыганские диалекты, то новый литературный язык был не всем понятен. Из-за этого отмечалась низкая востребованность книг на цыганском языке.

С 1927 года по 1938 год вышло около 300 книг на цыганском языке. Среди них — букварь для взрослых «Новый путь», а также переводы классиков русской и зарубежной литературы на цыганский язык.

Реклама

Наверное, самым значимым событием для советских цыган, отголоски которого слышны и ныне, является основание знаменитого театра «Ромэн» в 1931 году. Интересно, что до 1941 года пьесы в театре ставились на цыганском языке. Для зрителей, которые этот язык не понимали, в перерывах показывали короткие зарисовки на русском языке, чтобы можно было ухватить смысл театрального действия.

К сожалению, не все цыгане хотели менять традиционный уклад своей жизни. И поэтому при Хрущёве вышел очередной указ (в 1956 году) о переходе цыган к оседлой жизни. Кстати, это событие нашло отражение в книге «Цыган» и одноимённом фильме, которые имели большой успех в СССР.

Как бы там ни было, усилия советского государства принесли определённые плоды, и количество оседлых цыган в стране резко увеличилось. Что и требовалось получить.

Реклама