Как битва при Креси показала, что век рыцарства заканчивается?

Реклама
Грандмастер

Франция и Англия воевали между собой 100 лет, в ходе Столетней войны. И тогда стало ясно, что время рыцарства уходит, развитие новых видов оружия превратило закованных в стальные доспехи и ранее неуязвимых рыцарей в мишени для появившихся мощных луков (long bow, «длинные луки»), арбалетов и аркебуз. Силу английских long bow французские рыцари сполна узнали 26 августа 1346 года.

Битва при Креси — вторая по значимости битва Столетней войны, длившейся 116 лет, с 1337 по 1453 год.

В 1346 году, захватив ряд крепостей в Нормандии, король Англии Эдуард III повел свое войско вглубь вражеской страны. Навстречу ему двинулась армия короля Франции Филиппа VI де Валуа.

Англичане к тому времени уже повоевали, выиграв два сражения, их войско понесло потери, в то время как свежая французская армия, шедшая навстречу, была готова к битве и численно превосходила противника. Французы были уверены в победе над врагом, ведь рыцарей у них было в несколько раз больше, чем у англичан.

Рыцарь в том время был почти неуязвим, доспехи надежно защищали его от ударов холодного оружия. Одному рыцарю в доспехах и десяток бездоспешных побить-раскидать было нетрудно. К тому же рыцари с детства привыкали к тяжести доспехов и умели долгое время сражаться тяжелым мечом, а их кони были великолепно обучены и слушались своих хозяев беспрекословно.

Реклама

У короля Эдуарда было около 10.000 лучников и 4.000 рыцарей, в армии Франции было 10.000 рыцарей, до 40.000 пехоты и 6.000 генуэзских арбалетчиков (эта оценка сил считается сегодня наиболее вероятной, некоторые историки преуменьшают силы сторон, а некоторые в разы ее преувеличивают).

Реклама

Ввиду численного превосходства французов англичане построили план битвы «от обороны», они заняли своей армией большой холм недалеко от селения Креси. Склон холма, обращенный к французам, был пологим, боковые склоны — крутыми, кавалерии по ним было не подняться. Войска были поставлены на склоне, так что лучники могли стрелять поверх голов воинов, стоящих впереди. Вдобавок перед линиями англичан находилась насыпь — еще более затруднявшая наступление противника.

Английское войско было разделено на три линии, был выделен и резерв. Войска резерва, по мере потерь, понесенных в бою воинами передних линий, возмещали их в боевых линиях.

Незадолго до битвы прошел дождь, земля превратилась в грязь, лошади и пехота передвигались с трудом, устали. Но французские рыцари рвались в бой, не слишком признавая власть короля Филиппа. Англичане спокойно ожидали нападения врага, у них было время для восстановления сил и отдыха, как и для подготовки к сражению.

Реклама

Французское рыцарское войско, увидев неприятеля, не дожидаясь, пока подойдут все подразделения, начало битву, двинувшись на врага. Первыми в наступление были направлены арбалетчики. Увы, тетивы арбалетов подмокли во время дождя, из-за этого дальнобойность их оружия сильно уменьшилась. Английские лучники даже не дали им подойти на дистанцию выстрела, нанеся серьезные потери еще во время сближения.

Реклама

Когда арбалетчики начали бесполезно гибнуть на поле боя, французские рыцари пошли в атаку на неприятеля, желая показать свою силу. Не дожидаясь подхода пехоты, они поскакали по размокшей земле вверх по склону холма навстречу стрелам английских лучников.

Английские лучники имели в запасе достаточное количество стрел, они делали в минуту 10−12 выстрелов. При этом на расстоянии в 300 шагов стрела, выпущенная из лука, пробивала дубовую доску толщиной в несколько сантиметров.

Ливень стрел обрушился на медленно наступавшее по грязи французское войско. Специальные бронебойные стрелы вблизи пробивали доспехи рыцарей. Но намного сильнее пострадали рыцарские лошади, на которых обрушился град стрел. А ведь рыцарь, потерявший лошадь, разом лишался большей части своей боеспособности.

Реклама

Только некоторым из бросившихся в безумную атаку удалось доскакать до английских войск, где их встречали готовые к бою рыцари и копейщики-пехотинцы противника, которые, воюя в строгом взаимодействии друг с другом, быстро уничтожали очередного врага. Прорваться за первую линию английского войска не смог ни один французский рыцарь.

После первой атаки французы отступили — и снова кинулись в бой. По грязи, спотыкаясь о трупы арбалетчиков, принявших смерть в самом начале боя, и трупы лошадей, рыцарей и их оруженосцев, погибших в предыдущих атаках. Всего в тот день было предпринято 16 атак, ни одна из которых не смогла сбить англичан с их позиции.

Реклама

В итоге англичане потеряли от 90 до 400 воинов убитыми и ранеными (из них — 40 рыцарей), тогда как французские рыцари были все или перебиты, или взяты в плен.

В тот день рыцарское войско Франции потеряло 11 принцев, 80 баронов, герцогов и графов, а кроме этого — 1200 рыцарей. Потери оруженосцев, арбалетчиков и простых пехотинцев сосчитаны не были, но они составляли свыше 10.000 человек.

Разгром Франции был полный. Англичане захватили Кале, превратив город в свою базу. Потеряв почти всю свою армию, Филипп VI попросил о перемирии, уступив англичанам земли между реками Луара и Гаронна.

Опыт этого исторического сражения показал, что войско, сражающееся вдумчиво, упорядоченно и использующее современное оружие, легко побеждает численно более сильного противника, который идет в бой разрозненно и беспорядочно.

Реклама