Как создавался итальянский военный флот?

Реклама
Грандмастер

Когда закончилось объединение Италии, сразу же возник вопрос о повышении боеспособности единой итальянской армии. А ещё более актуальным казалось качественное и количественное увеличение итальянского флота, которого, по сути, ещё не было.

Броненосец «Кайо Дуилио»

Итальянцев можно было понять. Значительные пространства объединённой

Реклама
Италии теперь омывались Средиземным морем, и им сам Бог велел обзавестись серьёзным морским флотом, чтобы можно было соперничать с Турцией или даже Францией.

В общем, главный итальянский корабел Бенедетто Брин в конце 60-х годов ХIХ столетия стал активно ратовать за возрождение, так сказать, итальянского флота.

Реклама

В 1873 году пост военного морского министра занял Симон ди Сан-Бон, которому настрой Брина очень понравился. И министр дал, как говорится, отмашку, на создание мощных больших кораблей для объединённой Италии.

Надо сказать, что Брин задумал построить несколько чрезвычайно сильных кораблей, хотя некоторые аналитики (довольно именитые) рекомендовали иметь в итальянском флоте много кораблей, пусть и не таких сильных, как бриновский первенец, которому уже дали название «Дуилио».

В те годы промышленность Италии была довольно скромной. Поэтому Брин решил, что в его стране с постройкой корпусов справятся, а вот орудия, паровые машины, навигационное оборудование, броню и тому подобное следует заказывать за границей, у лучших производителей.

Реклама

Когда начали на итальянских верфях сооружать корпуса, начался поиск брони для новых кораблей. Но броню не просто так покупали — вначале все листы как следует обстреливали из самых больших орудий. В результате для итальянских судов броню стала поставлять французская фирма «Крезо».

Реклама

Известно, что описываемый итальянский корабль-броненосец «Дуилио» был заложен на верфи в 1873 году, а спущен на воду в 1876 году. И когда корабль вышел в открытое море, он, как говорят очевидцы, поразил очень многих.

Судите сами: водоизмещение «Дуилио» составляло более 12 000 тонн, максимальная длина — 109 метров, ширина — 19 метров, а углубление — 8 метров. Настоящий монстр для своего времени!

Но не только размеры поразили современников. Дело в том, что итальянский броненосец имел колоссальную броневую защиту: по бортам её толщина доходила до 550 миллиметров, а на палубе — 30−50 миллиметров.

Реклама

Необыкновенно мощным было у «Дуилио» и вооружение. Он нёс на себе всего четыре орудия, но калибром 450 миллиметров! Помимо этого, итальянский броненосец располагал тремя торпедными аппаратами и одной миноноской.

Для повышения живучести трюм корабля был разделён на 83 водонепроницаемых отсека.

Точно по такому же проекту был построен ещё один мощный итальянский корабль — броненосец «Дандоло».

Казалось, что теперь положение Италии на Средиземном море значительно укрепилось. Но не тут-то было. Совсем скоро выявились очевидные недостатки новых итальянских броненосцев.

Дело в том, что необыкновенно мощные пушки на броненосцах «Дуилио» и «Дандоло» заряжались… с внешней стороны! Представьте себе: идёт бой, летят пули, осколки, снаряды, а матросы должны были как-то изловчиться и запихать (с помощью механизмов, ясное дело) в дуло снаряд весом в 900 килограммов!

Реклама

Но это ещё полбеды! У каждой из пушек-монстров, установленных на описываемых кораблях, была скорострельность 4 выстрела… в час! Да при таких исходных данных практически любой корабль противника мог успеть приблизиться к итальянскому броненосцу и нанести ему непоправимый вред!

Да, у «Дуилио» и «Дандоло» был мощный броневой пояс, практически неуязвимый для подавляющего большинства известных орудий. Однако этот пояс охватывал только половину корабля!

Реклама

Самым нелепым было то обстоятельство, что отдача на корабле от гигантских орудий была такой сильной, что он нещадно раскачивался, при этом могли лопнуть леера или даже треснуть спасательные шлюпки!

Однако всё это выяснилось чуть позже, а на момент спуска итальянских броненосцев на воду они казались непобедимыми.

Надо отдать должное конструктору Брину: он быстро заметил слабые места в своих судах и спроектировал две однотипные новинки — бронепалубные корабли «Италия» и «Лепанто».

Реклама

Чем же они отличались от «Дуилио»?

  1. Во-первых, в «Италии» (как и в «Лепанто») не было броневого пояса по бортам. Здесь броня защищала палубу, рубку, основания дымовых труб и орудия-монстры калибром 431 миллиметр. Поэтому «Италия» была значительно шустрее своего предшественника и развивала скорость в 17 узлов!
  2. Во-вторых, теперь мощные пушки на «Италии» могли делать 12 выстрелов в час. А для защиты от мелких кораблей неприятеля на «Италии» было семь орудий калибром 150 миллиметров, четыре орудия калибром 120 миллиметров, а также 4 торпедных аппарата.
  3. В-третьих, все помещения на «Италии» были спроектированы так, что при необходимости она могла перевозить и десант в количестве целой пехотной дивизии по нормам тогдашнего времени.
    Реклама
  4. В-четвёртых, описываемый корабль мог принимать на себя колоссальные запасы угля — до 1700 тонн, что позволяло ему без, скажем так, дозаправки, появляться практически в любом месте Европы.

В общем, предпринимаемые итальянским военным ведомством усилия вкупе с энергией конструктора Брина принесли свои плоды. К концу ХIХ столетия Италия, по мнению авторитетных военных аналитиков, заняла почётное третье место в мире по качеству и количеству своего флота.

Реклама