К концу 1941 года ситуация на фронте для Советского Союза складывалась не совсем хорошо. Были у нас успехи, были у нас и неудачи. И тут как раз весьма вовремя руководство нашей страны достигло принципиальных договорённостей с англичанами и американцами по поводу военно-технической помощи.
Но эта помощь должна была поступать из США, с западного побережья страны. Оттуда было ближе всего плыть к советским берегам, да и Тихий Океан в тех местах был в разы безопаснее, чем та же Атлантика.
В общем, в ноябре 1941 года наш советский ледокол «А. Микоян» получил приказ под государственным флагом плыть через Босфор и Суэцкий канал в Красное море. Затем «Микоян» должен был обогнуть Африку и оттуда двигаться вокруг мыса Горн в американский Сан-Франциско. Маршрут, конечно, был длинный и запутанный, однако так было безопаснее.
В результате указанного выше длительного заплыва наш ледокол должен был в итоге прибыть в советские территориальные воды, к берегам Чукотки. Здесь, в бухте Провидения, в далёком от прямых военных действий месте, собралось много судов, как военных, так и гражданских, в первую очередь — танкеров и сухогрузов.
Именно отсюда должна была начаться та самая экспедиция особого назначения ЭОН-18.
- Суть мероприятия заключалась в следующем: с помощью советского ледокола (а то и не одного!) провести через Северный морской путь большой конвой судов с техникой, продуктами, медикаментами и тому подобными вещами, весьма необходимыми фронту.
Северный морской путь, конечно же, был труден для прохода, но он был наиболее безопасен. К тому же, это был самый короткий вариант для достижения нашего Мурманска или Северодвинска.
В общем, 18 августа 1942 года ЭОН-18 убыла из Бухты Провидения на запад.
Хотя наш ледокол «Микоян» и был отличным кораблём, экспедиция продвигалась медленно. Тогда в помощь указанному ледоколу направили корабль «Л. Каганович». После этого, уже в Чукотском море, к экспедиции присоединился и флагман северного флота «И. Сталин».
Хотя экспедиция планировалась относительно безопасной, да ещё и в сопровождении военных судов, наши ледоколы всё же вооружили. В частности, на «Микоян» установили три зенитных пушки и десять автоматических пулемётов.
Почти месяц потребовался каравану, чтобы добраться до бухты Амбарчик (СССР), где судам удалось пополнить запасы еды и топлива. Затем суда доплыли до бухты Тикси. И здесь пришлось задержаться.
Дело в том, что немцы прознали про ЭОН-18 и решили если не уничтожить её полностью, то хотя бы сильно потрепать. Для этого гитлеровцы даже организовали операцию «Страна чудес».
Для уничтожения ЭОН-18 в советские северные широты нацисты отправили тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» в сопровождении двух подводных лодок. В результате этого был уничтожен советский ледоход «А. Сибиряков», поэтому наше руководство и отдало приказ, предписывавший каравану задержаться в Тикси.
Из Тикси ЭОН-18 вышла лишь 19 сентября, и через некоторое время она была благополучно доведена до чистой (без льдов) воды Карского моря.
«Микоян» вернулся к устью Енисея, чтобы помочь ещё нескольким судам оттуда дойти до чистой воды. В общем, наш славный ледокол плавал туда-сюда несколько раз, до начала декабря. Затем он получил приказ вернуться в Северодвинск.
И вот, когда до пункта назначения оставалось совсем ничего, наш ледокол подорвался на немецких минах. Повреждения были довольно серьёзными, однако советский корабль оставался на плаву и был частично восстановлен.
Затем «Микоян» всё же добрался до Северодвинска, а с началом навигации 1943 года отправился на ремонт в Америку, в Сиэтл. Там его восстановили, после чего наше судно вернулось по Северному морскому пути в СССР, да ещё и провело за собой большой караван судов союзников.
Так, собственно, и проходила та самая экспедиция особого назначения ЭОН-18, о которой, вероятно, в будущем даже захотят снять длинный и драматический фильм с хорошим финалом.