Когда-то здесь произошло очень крупное морское сражение. Чесменская битва (Çeşme Deniz Savaşı) произошла с 24 по 26 июня 1770 года, или 5−7 июля, но новому стилю. Окончание Чесменского сражения, 7 июля, считается Днем Славы военно-морского флота России. В этом бою русский флот в Средиземном море победил вдвое больший флот Турции.
Что делал русский флот в Средиземном море во второй половине XVIII века?
Россия очень долго, веками, почти беспрерывно воевала с Османской империей. К концу XVIII века когда-то великая Империя, некогда простиравшаяся в Европе до Испании и подошедшая вплотную к границам Австрии, в Азии — до Персии, в Африке занимавшая гигантские территории от Египта до Марокко, уже испытывала серьезные проблемы, хотя и была еще очень сильна. От нее начали откалываться кусочки: кому-то хотелось уйти под защиту Персии, кто-то вспоминал, что он православный, а отдельные территории на северном побережье Африки просто хотели жить самостоятельно.
В 1768 году Великолепная Порта в очередной раз объявила войну России. Чтобы это произошло, Франции и Польше пришлось приложить немало усилий. Поляки не только собрали богатый бакшиш для высокопоставленных турецких чиновников, но и обещали уступить османам Подолию и Волынь. Дабы отвлечь турков от Малороссии и Новороссии, южных российских губерний, и от военных действий в Черном море, Россия послала в Средиземное море несколько эскадр.
Две из них, бывшие под командованием адмирала Григория Спиридова и контр-адмирала
Тогда как численность нашего объединенного флота была значительно меньшей: в нем было 9 линейных кораблей, 3 фрегата и до 20 малых судов, с общим числом военных около 6500 человек.
Несмотря на сильное численное превосходство и в количестве кораблей, и в огневой мощи, командование российского флота решило дать туркам бой.
Первая часть сражения произошла 5 июля недалеко от бухты в Хиосском проливе. В ходе этого боя на российском линейном корабле «Св. Евстафий», флагмане флотилии, был сосредоточен огонь трех линкоров турецкого флота. Корабль был сильно поврежден, на нем начался пожар и он пошел на абордаж флагманского корабля турок «Бурдж-у-Зафер». Пожар на русском линкоре привел к взрыву крюйт-камеры. При этом загорелся и вскоре взорвался и турецкий флагман, после чего турецкий флот отступил в Чесменскую бухту.
Так началась вторая часть сражения. Турецкие корабли выстроились в бухте дугой в две линии, сзади линкоров стояли более мелкие корабли, флот едва уместился в бухте, корабли стояли очень плотно.
6 июля, пока шла перестрелка между флотами, из четырех вспомогательных кораблей русской эскадры были изготовлены брандеры. В ночь с 6 на 7 июля брандеры, вслед за эскадрой, вошли в бухту.
Огонь с российских фрегатов зажег один из турецких кораблей, и пожар, из-за ветра, начал распространяться на остальные суда турецкой эскадры. В это время к строю турецких кораблей подошли брандеры. Обнаружив угрозу, турки смогли расстрелять два из четырех кораблей, но остальные смогли сцепиться с турецкими линейными кораблями и были подожжены своими экипажами, которые сразу же после этого спаслись на шлюпках.
Пожар в бухте разгорался все сильнее. Уже с российского флота послали шлюпки, чтобы вывести уцелевшие турецкие суда, брошенные экипажами, но удалось вывести только 60-пушечный «Родос», все остальные суда турок сгорели.
Уничтожив турецкий флот, русская эскадра нарушила сообщение турок в Эгейском море, начала блокаду пролива Дарданеллы, внесла хаос в управление огромной империей. Турции на какое-то время пришлось перейти к обороне и перестать думать о наступлениях в регионе Причерноморья.
Приезжайте в Турцию, в Чешме, на здешний курорт. Виза стоит недорого, наклеивают ее прямо в аэропорту по прилете, до отеля довезет автобус или трансфер от гостиницы. А какое тут море! Какие пляжи! Много бесплатных, для любителей комфорта есть недорогие платные. Песчаные, на любой выбор: и мелкие для детей, и те, где довольно быстро становится глубоко — для тех, кто любит поплавать и понырять с маской.
Здесь много музеев и памятников, оставшихся от османов, но навряд ли местные жители помнят про сражение, произошедшее здесь во второй половине XVIII века.