Известно, что в армиях других стран (да и в СССР, собственно) в 20-х годах ХХ столетия были различные типы военных самолётов. И тут вдруг военное начальство задумалось: а как бороться с кораблями противника, а тем более — с его подводными лодками? И оказалось, что подходящих для этого средств не так уж много. И было бы заманчиво использовать для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника (и не только) в том числе и самолёты.
Надо заметить, что в Советском Союзе уже существовали для этого гидросамолёты. Они могли использоваться для разведки и обнаружения как раз подводных лодок противника.
Эти самолёты проектировало конструкторское бюро Григоровича Дмитрия Павловича. Поначалу его разработки были актуальны, но потом что-то не заладилось. Опытные образцы конструкторского бюро Григоровича терпели одну аварию за другой, и Дмитрий Павлович в 1928 году был отстранён от проектирования морских авиационных разведчиков.
Как ни странно, советское руководство решило вместо Григоровича пригласить специалиста из… Франции! Им оказался Поль Ришар. Однако господин Ришар принёс мало пользы советскому государству в деле разработки новых гидросамолётов, поэтому в 1931 году он вернулся во Францию.
И вот теперь руководство страны вновь обратило внимание на отечественные кадры. Ведь в процессе разработки новых типов самолётов заявили о себе молодые перспективные конструкторы.
Одним из них был выпускник авиационного отделения Ленинградского кораблестроительного института Георгий Бериев. Вот ему и удалось сконструировать удачный вариант противолодочного самолёта-разведчика МБР-2, что расшифровывается как «морской ближний разведчик».
Так как МБР-2 предназначался для использования и на море, и на суше, его построили по принципу летающей лодки. В основном самолёт Бериева изготавливался из дерева. Для этого использовали ясень, сосну и фанеру толщиной от 2,5 до 6 миллиметров.
Конечно, все соединения тщательно проклеивали. Деревянные детали покрывали лаком. При формировании корпуса самолёта использовали специальное полотно, которое обрабатывали аэролаком, а затем ещё и красили. В общем, к созданию самолёта подошли серьёзно.
Двигатель на МБР-2 стоял наверху, над фюзеляжем, подальше от воды. Что интересно, он фиксировался не только с помощью стальных труб, но и сосновых реек.
Самолёт Бериева перед запуском в производство тщательно продували в аэродинамической трубе, а затем испытывали в различных условиях. В результате МБР-2 показал неплохие результаты испытаний, и его запустили в производство. К началу Великой Отечественной в нашей армии было примерно 560 морских ближних разведчиков Бериева.
А что же другие страны? В Германии, ясное дело, тоже трудились над созданием подобной техники. В 1933 году третий рейх выдал «Хейнкель-60», который по некоторым параметрам превосходил МБР-2.
Например, немецкий агрегат имел дальность полёта 950 км, а максимальную скорость — 240 км в час. Но его слабым звеном было вооружение.
Дело в том, что наш морской разведчик хоть и летал медленнее, нёс на себе от 200 до 500 кг бомб. Для поражения воздушных целей МБР-2 имел два крупнокалиберных пулемёта. Поэтому наш самолёт располагал экипажем в 3 человека, тогда как немецкий «Хейнкель-60» имел экипаж из 2 человек.
В годы Великой Отечественной МБР-2 неплохо себя зарекомендовал. Известен случай, когда на третий день войны два наших МБР-2 обнаружили и потопили немецкую подводную лодку, намеревавшуюся напасть на наши корабли, следовавшие в Таллинн.
Что интересно, на следующий день другие советские морские разведчики также на Балтике пустили ко дну ещё одну немецкую субмарину.
С честью дожив до великой Победы, МБР-2 потихоньку стали уходить «на покой», а чуть позже их заменили мощные противолодочные вертолёты.