Известно, что в 1905 году закончилась Русско-японская война. Одним из её результатов была гибель 2-й Тихоокеанской эскадры. Эта эскадра состояла из кораблей Балтийского флота.
Таким образом, хотя с японцами и было подписано мирное соглашение, наши западные (балтийские) рубежи оказались не защищены. А с ними и столица, а также города близ Санкт-Петербурга.
Да, на подступах к Петербургу находились батареи береговой обороны. Но этого было недостаточно на случай войны. Новые корабли империя пока строить не могла. Тем более, покупать их. Сложное в стране было положение тогда.
И тут наше военное ведомство поразмыслило и решило создать группу минных заградителей, которая в сжатые сроки способна была установить много мин на определённой территории.
Однако тут был один нюанс. Мины предполагалось устанавливать не прямо под стенами Петербурга или Кронштадта, а на значительном удалении от них. Чтобы надёжно перекрыть доступ к русским берегам.
Таким образом, решено было установить наблюдение за морем на значительном отдалении от русских портов, а затем, в случае получения приказа на минирование, провести его не более, чем за восемь часов. То есть минные заградители должны были быть тихоходными и грузоподъёмными.
Следует заметить, что морские мины
до этого уже устанавливались. Только процесс этот был трудоёмкий.А в 1906 году русский инженер Миклашевский предложил для ускорения постановки мин сбрасывать их в воду со специальных рельсовых путей, при этом он придумал совместить якорь мины с рельсовой тележкой. Предложение Миклашевского было одобрено, так как позволяло значительно сократить время на установку плавучих мин.
Теперь минным заградителем мог стать, по сути, любой корабль с рельсами на верхней палубе.
В 1909 году был создан отряд минных заградителей Балтийского флота. Его боевое крещение состоялось летом 1914 года.
31 июля 1914 года в 7 часов утра адмирал Эссен, командовавший Балтийским флотом, отдал приказ о минировании Финского залива. То есть ещё до объявления всеобщей мобилизации в России (ведь началась Первая мировая война) Эссен сработал на упреждение.
В тот день наши минные заградители за 4 часа выставили 2124 мины. Затем в течение месяца балтийские моряки усиливали свою морскую оборону, выставляя в акватории Финского залива новые мины.
Немцы, конечно, об этом узнали. Вероятно, русские мины показались им серьёзным препятствием, потому что немецкие корабли к Петербургу и не прорывались. Немцы в ответ лишь выставили заграждение на Балтике из 200 мин.
Известно, что к середине 1917 года нашими моряками в Балтийском море было установлено более 38000 мин. Вот это уже было серьёзно, что и говорить.
Минные заградители, разумеется, имелись и на Чёрном море. До начала боевых действий с Германией их было всего два. Однако с началом войны по приказу правительства несколько гражданских судов оперативно переоборудовали в минные заградители. К концу 1914 года на Чёрном море имелось уже 9 минных заградителей, из них 7 — новых.
Турция в этой войне находилась на стороне Германии и доставила поначалу немало хлопот русским кораблям. Но затем наши моряки мобилизовались и выставили для защиты Керчи, Одессы и Севастополя более 4000 морских мин! На этих минах и подорвалось несколько турецких военных судов.
Для усиления эффекта от минирования в 1916 году Ставка главнокомандования потребовала надёжно запереть турецко-германские соединения в Средиземном море. Для этого командующим Черноморским флотом был назначен вице-адмирал Колчак, до этого руководивший минной дивизией Балтийского флота.
После получения такого приказа наши минные заградители выставили в августе-сентябре 1916 года близ Босфорского пролива 1656 мин.
Турецко-германские части так опасались этих мин, что тралили море целый месяц, чтобы продолжить безопасное плавание. И при этом они всё равно понесли потери.
После окончания Первой мировой и Гражданских войн несколько царских минных заградителей были модернизированы и успешно применялись для своих прямых задач в ходе Великой Отечественной войны.