Какие американские автомобили воевали за СССР?

Реклама
Грандмастер

Автомобильная промышленность в СССР к началу Второй мировой войны, конечно, была, но похвастать разнообразием производимой продукции не могла. А тяжёлые первые месяцы Великой Отечественной привели к тому, что в СССР возник острый дефицит военной автомобильной техники.

Эту проблему постарались оперативно решить с помощью американцев, состоявших у нас в союзниках. Вот они и начали поставлять в СССР военные автомобили нескольких марок.

Американцы в деле производства военных автомобилей уже успели накопить приличный опыт. Впервые нечто вроде военной машины появилось в американской армии в 1916 году. Тогда североамериканская армия воевала против мексиканских повстанцев. И во время этой войны американцы додумались ставить на грузовики пулемёты. Вот и всё.

Эти машины, кроме пулемётов, никакого сходства с военной техникой не имели. Однако они показали свою эффективность благодаря неплохой манёвренности.

С окончанием этой войны, а также Первой мировой, интерес к военной автотехнике у многих производителей снизился. Но только не у американской компании «Додж».

Реклама

Знаменитая автомобильная фирма, существующая и ныне, после Первой мировой войны производила, в числе прочего, грузовики. И вот, отвечая, так сказать, запросам рынка, «

Реклама
Додж» в 1934 году выпустил свой первый полноприводный грузовик. И не просто полноприводный, а с отключаемым приводом переднего моста.

  • Машина потребителям понравилась, тем более что она могла брать на борт целую тонну полезной нагрузки.

Следуя в фарватере успеха своего грузовика, в 1939 году компания «Додж» выпустила первый джип VC-1. Это была машина, перелицованная из грузовика. Кузов тут был пятиместный, вместо дверей — вырезы, а подвеска была усилена с учётом всякого бездорожья.

  • Этот гражданский вариант грузовика мог брать на борт, помимо пассажиров, ещё 500 кг грузов.

Уже через год, в 1935 году, «Додж» выпускает обновлённый вариант машины VC-1. Вот она-то сразу проектировалась одновременно и для военных нужд, поэтому семейство этих машин получило обозначение WC. У этих машин была закрытая кабина и более мощный двигатель. Выпускались эти автомобили до конца 1941 года.

Реклама

А вот в 1942 году вышел в свет, скажем так, окончательный вариант джипа серии WC. Теперь у него, ко всем имевшимся достоинствам, расширилась колея и шины получили хорошие грунтозацепы. Вот американцы и стали выпускать настоящие джипы, которые тут же оценили военные.

Реклама

Именно эти машины в довольно большом количестве получил Советский Союз по ленд-лизу.

  • Джип серии WC мог перевозить на себе до 750 кг груза. Масса без груза у него составляла 2315 кг.

Дорожный просвет у американской машины был внушительным — 273 миллиметра. Максимальная скорость у «Доджа» составляла 87 км/ч. Средний расход бензина был весьма приличный — 28,5 литра на 100 км, и это — на шоссе! Впрочем, на войне бензин не так экономят, как в мирное время.

В СССР получаемые «Доджи» быстро расходились по военным соединениям. Вначале они использовались как тягачи для противотанковых дивизионных орудий. Затем выносливые американские внедорожники стали применять по-всякому: как санитарные автомобили, как разведывательные машины, как транспорт сопровождения для высокого командования.

Реклама

Бывало и так, что на этих джипах устанавливали радиостанции или, к примеру, зенитные установки.

Американских машин было у нас так много, что существовал специальный завод по их ремонту. А на Ленинградском шинном заводе делали резину для заокеанских автомобилей.

В самом конце войны, в 1945 году, СССР успел получить трёхосный вариант «Доджа» грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Это была модель WC-62.

Реклама

Интересно, что внедорожник «Додж» серии WC (не грузовик) послужил основой для советского автомобиля ГАЗ-62. Последний был во многом скопирован с американской машины, но улучшен и неплохо переработан. К сожалению, эта ГАЗовская модель в серию не вошла.

После окончания Великой Отечественной американские машины продолжали нести службу в Советском Союзе, только теперь уже службу мирную. Говорят, заграничные машины на наших дорогах можно было встретить ещё в начале 70-х годов.

Ну, а теперь их можно увидать только на всяческих ретро-выставках. Или в кино. Что ж, и то хорошо.

Реклама