Кто такие снайперы и когда они появились? Часть 1

Реклама
Грандмастер

В военных мемуарах советских участников Великой Отечественной войны часто упоминаются немецкие снайперы, наносившие огромный урон нашим войскам. Но меткие стрелки были всегда, достаточно вспомнить историю Робина из Локсли, известного как Робин Гуд. А настоящая история метких стрелков на войне началась все же с изобретением нарезного огнестрельного оружия.

Первые снайперы появились в английской армии во времена Наполеоновских войн. Знаменитый в то время английский снайпер ирландского происхождения Томас Планкетт убил французского генерала Кольбера с 600 метров. А ведь метко тогдашние штуцера били от силы на 200−300 метров. Впрочем, и адмирал Нельсон был тоже убит пулей из штуцера.

При первой обороне Севастополя подразделения английских метких стрелков-штуцерников убили много русских солдат и офицеров. Штуцерной пулей был убит адмирал Нахимов, который руководил обороной города.

Во времена англо-бурской войны меткий огонь снайперов бурской армии заставил англичан отказаться от ярких мундиров, перейдя на обмундирование цвета хаки — чтобы прицеливаться было труднее.

Реклама

Тогда же возникло поверье: не прикуривать третьим от одной спички, ведь в темноте снайпер замечал огонек вспышки спички и первую папиросу; когда огонек разгорался во второй раз — он прицеливался; а когда огонек вспыхивал от третьей папиросы — стрелял, и третий прикуривавший оказывался убит.

Реклама

Армия буров широко использовала снайперов, их засады заставляли останавливаться и отступать части армии англичан. Но когда англичане победили, они не взяли на вооружение этот опыт — за что и пострадали в последующих войнах.

Профессионально и массово обучать снайперов начали немцы во время Первой мировой войны. К этому времени уже были созданы первые снайперские оптические прицелы. В Германии курсы снайперов окончили более 20.000 человек. И немецкие снайперы стали большой проблемой для солдат и офицеров армии Антанты.

В армии Англии и Франции в начале войны снайперы тоже существовали, но их было очень мало, ибо охота была аристократическим развлечением, а истинных аристократов в армии было не так много, да и убивать они не слишком хотели. А немецкие бюргеры, окончив курсы и получив снайперскую винтовку Маузера с оптическим прицелом, предрассудков не имели — просто отстреливали любого, кто высунул голову из вражеского окопа.

Реклама

Однако война есть война, посему по обе стороны фронта начали работать школы снайперов и сверхметкие стрелки убивали солдат врага, случайно высунувших голову из траншеи, рассыльных, бегавших между подразделениями с поручениями, пулеметчиков врага, офицеров и унтер-офицеров, поднимавших в атаку свои подразделения. Оказалось, что команда, состоящая из нескольких метких стрелков, может сорвать атаку батальона противника — просто выбив в наступающей цепи командиров и унтер-офицеров.

Реклама

Ради того, чтобы не выделяться и не стать целью снайпера, офицеры и унтеры начали носить солдатскую форму, но немцы продолжали их отстреливать. Наконец взяли в плен немецкого снайпера и спросили его: в чем дело, как они научились столь безошибочно отстреливать именно офицеров и сержантов? Тот ответил, что, во-первых, они стреляют по тем, у кого есть усы, ибо рядовые солдаты усов обычно не носили, это было не принято. А во-вторых, по тем, кто поднимает бойцов в атаку и машет оружием, их подгоняя…

Реклама

За 20 лет, прошедших между мировыми войнами, в производстве оружия и военной техники произошли большие изменения. Возникла идея блицкрига, молниеносной войны, в которой танковые клинья пробивают оборону противника и разрушают управление частями и соединениями и их снабжение, за ними следуют массы пехоты на грузовиках и бронетранспортерах, врага окружают и мешают с землей при помощи артиллерии и авиации. Простым винтовкам, обычному солдатскому оружию, в новой концепции отводилась относительно второстепенная роль. Поэтому в начале войны снайперскими винтовками вооружали метких стрелков в десантных войсках. И было их всего несколько сот штук.

Однако в СССР блицкриг не заладился и оказалось, что снайперы при позиционной войне очень полезны. При этом в СССР перед войной метких стрелков было много, десятки тысяч получили значки «Ворошиловский стрелок». Снайперское движение в немецкой армии начало разворачиваться только весной 1942 года. Карабин Маузер 98К с хорошим оптическим прицелом выпускался с 1939 года, дело было за малым — за меткими стрелками.

Реклама

Еще зимой 1941−1942 года снайперы в немецкой армии были единичными, но существование советских снайперов довольно быстро доказало руководству Германии, что следует развивать движение сверхметких стрелков, в том числе и заинтересовав в этом пехотинцев.

Реклама

В 1942 году было изготовлено 23.567 штук снайперских винтовок K.98k ZF, не хватало только концепции снайперского движения. Но уже в начале 1943 года на одну дивизию на фронте приходилось по 100 снайперских винтовок, что означало весьма мощное снайперское движение в Вермахте. Снайперов хвалили и награждали, им всецело помогали, да и с отпуском домой им было гораздо проще, чем обычным рядовым, их соседям по траншее. Выпуск снайперских винтовок увеличился до 57 тысяч в год.

Снайперам давали специальные отличительные знаки — Scharfschutzenabzeichen, 1-ю степень давали за 20 успехов, 2-ю степень — за 40 успехов, и 3-ю степень — за 60 успехов.

Лучший снайпер Вермахта

Реклама
Маттеус Хетценауер имел на своем счету 345 (по некоторым данным — 375) «подтверждённых убийств» и был награжден Рыцарским крестом 17 апреля 1945 года. Только в самом конце войны лучшие снайперы Вермахта начали получать Рыцарские Кресты, ведь они были простыми солдатами, пехотой, а не войсковой элитой, воевали вовсе не в Люфтваффе, или Панцерваффе, или Кригсмарине.

В РККА, напротив, еще с 1930-х годов было развито снайперское движение, миллионы юношей и девушек ходили в тиры, на стрельбища и пытались сдать нормативы на значок «Ворошиловский стрелок» или «Юный снайпер».

Продолжение следует…

Реклама