Как в СССР создали реактивный поезд?

Реклама
Грандмастер

В девятнадцатом веке многим невероятной казалась скорость поезда даже в пятьдесят километров в час. Считалось, что при столь быстрой езде у людей станет кружиться голова и некоторые пассажиры сойдут с ума от мелькания ландшафта за окном.

В следующем веке вполне обычной была уже скорость для поездов в сто километров в час. В обществе полагали, что достигнут предел скорости на железной дороге. Однако появились сверхскоростные маглавы — поезда на воздушной (магнитной) подушке на основе силового магнитного поля. При этом мало кто знал, что первая в мире попытка создать обычный поезд, имеющий «самолетную» скорость, была предпринята в Советском Союзе.

Если поинтересоваться материалами в архивах, то выяснится совершенно фантастическая, на первый взгляд, забытая уже история.

Реклама

Оказывается, что в 1970 году в СССР партией была поставлена задача по созданию поезда с реактивным двигателем. Страна остро нуждалась в более быстрых поездах. Значительная протяженность железнодорожных путей не позволяла увеличить пропускную их способность из-за того, что поезда имели сравнительно низкую скорость по сравнению с поездами в развитых капиталистических странах. Но в этих странах была иная ситуация — небольшие расстояния и применение не слишком тяжелых составов, что и позволяло повысить их скорость.

Реклама

В СССР решили сделать ставку на создание поезда с невиданным нигде прежде двигателем — реактивным!

Из документов, хранящихся в музее железнодорожного транспорта, видно, что в 1970 году на Калининском вагоностроительном заводе появился экспериментальный поезд (по документам именовался как «особый локомотив») с условным названием «СВЛ». Оно расшифровывалось как «скоростной вагон-лаборатория». То есть это был некий транспортный гибрид, удачно сочетающий в себе возможности локомотива с передвижной лабораторией, оснащенной различными приборами и устройствами.

Со стороны «СВЛ» смотрелся очень необычно. Кузов у него был от электропоезда ЭР22−67 рижского производства с головным и хвостовым обтекателями. Подвагонное устройство закрывали съёмные стенки (специалисты называют их фальшбортами).

Реклама

Любопытно, что в «СВЛ» вложили свои знания специалисты не только Калининского завода, но и сотрудники МГУ. В университете просчитали экономичную форму обтекателей. В результате они были созданы с рекордно низким для того времени лобовым сопротивлением — почти как у реактивного самолета!

Обтекатели в готовом виде испытывали на продувке в аэродинамической трубе в ЦАГИ. Это говорит о том, что проекту придавалось самое высокое по степени важности правительственное значение с привлечением к нему лучших специалистов.

Собственно, «СВЛ» должен был стать основой для следующего проекта — перевода пассажирского железнодорожного транспорта на «самолетные» скорости.

На «СВЛ» впереди установили два авиационных турбореактивных двигателя от самолета ЯК-40, которые в сумме весили около одной тонны. Это потребовало усилить кабину машиниста поезда.

Реклама

Интересно и то, что в кабине управление поездом производилось с помощью авиационного пульта. Фактически более верно было бы называть машиниста пилотом.

Памятная стела напротив комплекса ТВЗ
Реклама

Учитывая очень высокую скорость, развиваемую тягой двигателей, самое серьезное внимание специалисты обратили на систему тормозов. Они сочетали в себе комбинацию из пневматических железнодорожных тормозов с дисковыми тормозами с подсыпкой на рельсы песка.

«СВЛ» весил 59 тонн, имея при этом «на борту» 7 тонн авиационного керосина.

Испытания начали в 1971 году на участке «Голутвин — Озёры» Московской железной дороги. Была достигнута скорость 187 км/ч. В следующем году испытания продолжили на участке «Новомосковск — Днепродзержинск» Приднепровской железной дороги. Скорость довели до 249 км/час. На этом история изобретения и закончилась.

Стало ясно, что существующие железнодорожные пути без модернизации и вложения громадных финансов не выдержат составы, идущие со скоростью более 200 км/час.

«СВЛ» вернули в Калинин. Сейчас скоростной вагон-лаборатория ржавеет на станции Дорошиха и практически уже «раскулачен».

Реклама