Средневековое народное предание о чужеземце, который увел из города сначала грызунов, а затем детей, было забыто практически на несколько веков. Выход
Интерес к фольклору в Европе появляется в XIX веке. Для современного читателя этот жанр прочно связан с именами братьев Гримм. Их коллеги фон Арним и Брентано первыми посетили город Гамельн в Саксонии и записали сказку с экзотическим и жутковатым финалом. Повествование изначально носило нравоучительный характер: жители города были наказаны за свою жадность.
Исторический факт похищения детей
В Германии сюжет об обманутом крысолове был популярен. Профессия борца с серыми злодеями существовала вплоть до начала XX века, но люди, владевшие ею, не пользовались уважением у современников. Очевидно, бродячих истребителей грызунов нередко обманывали, равно как и они не всегда справлялись со своими обязанностями.
Легенду из Гамельна уникальной делает то, каким образом крысолов посчитался со своими обидчиками. В сказках из других регионов мастер оказывается еще и вором. Когда бюргеры отказываются ему платить, он ворует у них домашнюю скотину. Вполне логичный поступок бродяги, овладевшего азами зоопсихологии и умевшего работать с животными. А вот зачем гостю Гамельна понадобились дети?
Оказалось, что помимо устного варианта повествования существует ряд письменных источников, где весьма уважаемые граждане Гамельна пересказывают жуткую историю. Во время реставрации одного из домов в самом сердце города была обнаружена средневековая табличка, которая раньше располагалась на фасаде здания. На ней было указано, что здесь проживал зловещий крысолов.
Находка пришлась на начало XX века, когда ультраправые насаждали свою идеологию под соусом уважения к великому прошлому страны. Однако подозревать кого-то из реставраторов в фальсификации не стоит — надпись содержит суровую смесь из латыни и немецкого, которая была характера именно для Средневековья. Сторонник Гитлера дорисовал бы к классическому немецкому тексту руны, но никак не подражание языку католической церкви.
Чумная версия крысолова
Средневековый Гамельн был одним из крупных торговых центров Нижней Саксонии. Среди основных продуктов питания и товаров той эпохи было зерно. Естественно, город был полон грызунов, которые наносили серьезный ущерб экономике.
Крысолов приходит в город, причем одет он в пестрые одежды. Среди образов живописи, которые олицетворяли чуму, был скелет в платье из лоскутов. Цветастый наряд символизировал воспаленные лимфоузлы, возникавшие на теле больного бубонной чумой.
Первыми жертвами гостя становятся крысы. Эти животные, являясь носителями инфекции, сами от нее дохнут. После их массовой гибели начинается масштабная эпидемия среди людей, ведь зараженные блохи покидают мертвых животных и активно ищут новых хозяев. Пока крысы были живы, случаев болезни было немного, их могли не замечать.
Вслед за крысами злодей забирает из города детей. Организм малыша слаб, потому жертвами чумы чаще всего становились несовершеннолетние. Любопытство и безнадзорность маленьких жителей Средневековья усугубляли ситуацию — кому же не интересны дохлые крысы? Те, кто рассматривали зверьков вблизи, первыми получали укусы блох. Смерть множества детей не могла не разбить сердца их родителей и всех горожан.
Уходят ребята из Гамельна, очарованные звуками дудочки, на которой играет крысолов…
Известно, что во время эпидемии чумы, названой Черной смертью, по Европе прокатилась волна танцевального безумия. Люди верили, что пляс защитит их, но результатом массовых собраний с музыкой становилось увеличение числа жертв болезни.
Художники, что наблюдали подобные мероприятия, рисовали смерть со свирелью, под музыку которой водили хороводы ее будущие и уже состоявшиеся жертвы. Возник новый сюжет в живописи — «Пляска смерти».
Несостоятельность чумной версии
Единственное, что не позволяет считать Гамельнского крысолова аллегорией чумы, так это датировка первых упоминаний о нем. В летописи 1375 г. было сказано, что несчастье произошло в 1284 г. Чума пришла в Германию в 1349 г. Нет сомнений, что автор записи ее пережил и точно не запутался в датировках.
Подтверждением тому, что происшествие, давшее начало легенде, случилось до эпидемии чумы, можно было встретить и в одной из церквей города. Там с 1300 г. существовал витраж, изображавший крысолова, уводящего за собой детей.
- Современные историки считают, что в образе зловещего дудочника были описаны или местные аристократы фон Шпигельберги, или вербовщики Детского крестового похода.
Род фон Шпигельбергов так круто взялся наводить в Гамельне порядок, что спровоцировал массовую миграцию из города молодежи. А крыс им в жертвы народная молва вписала, памятуя о том, что от голода и несносный грызун повеситься способен.
Детский крестовый поход состоялся в 1212 г. Изначально мнение о его вождях у церкви было осторожным. Это могло заставить противников затеи клеймить позором агитаторов за поход в Святую Землю исключительно в иносказательной форме. Когда результат мероприятия — продажа несовершеннолетних воителей на рынках Азии, стал известен в Европе, в немецких летописях появились подробные рассказы о трагедии. Однако сказка про похитителя детей уже сформировалась.
Ни одна из этих двух гипотез не получила в данный момент подтверждения. Факт же того, что эпидемия чумы прочно вошла в народный фольклор, затмив ряд более ранних значимых событий, подтвержден.